Адаптация детей к ДОУ

Каждый человек рано или поздно меняет среду своего привычного обитания. Каждый на своем опыте может сказать, что привыкать к новым условиям, людям и деятельности очень сложно. Если взрослому человеку тяжелым становится данный этап, то каково детям? Самым первым этапом на пути изменения своего привычного существования является детский сад. Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ станет решающим в том, как хорошо они будут себя чувствовать. Дадим полезные советы для родителей, которые хотят помочь своему ребенку.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является актуальной, поскольку ребенок еще не обладает навыками спокойного и быстрого приспособления к новым обстоятельствам. В процессе адаптации участвуют две стороны:

  1. Ребенок, у которого кардинально меняется режим дня. Распорядок дня, режим питания, меню, окружение, обстановка – все меняется в жизни ребенка. Если раньше родители постоянно находились рядом с ним, то теперь их не видно по полдня. Если ребенок трудно адаптируется к детскому саду, у него может развиться тревожность и страхи. Он может почувствовать себя ненужным, забытым, брошенным, одиноким.
  2. Родители, которые тоже меняют свой распорядок дня. Если раньше ребенок находился под постоянным их контролем, то теперь они его по полдня не видят. Что с ним происходит? Как он себя чувствует? Хорошо ли с ним обращаются воспитатели? Для родителей данный период тоже становится тревожным.

Умение детей быстро приспосабливаться к новым условиям будет во многом зависеть от сотрудников ДОУ, а также от поведения самих родителей. Если мамы и папы будут со слезами на глазах прибегать за детьми, то те будут переживать еще больше. Если воспитатели будут игнорировать все этапы постепенного привыкания к новой обстановке, это может спровоцировать различные страхи у малышей.

Если взрослые вспомнят, как ведут себя дети, то могут отметить:

  • Одни вообще не хотят идти в детский садик.
  • Другие со слезами на глазах приходят домой.
  • Третьи могут идти в детский садик, однако на его пороге впадать в истерику.

Дети по-разному реагируют на ДОУ, к которому они не адаптировались. Вот почему так важно пройти тот этап, когда ребенок эмоционально переживает расставание с родителями и нахождение его в кругу незнакомых детей и воспитателей.

Детский садик является первым социальным институтом для ребенка. Это первое место, где он должен приучиться к определенному графику и распорядку, правилам и режиму. Более того, здесь находится много новых людей: ровесники (другие дети) и воспитатели (чужие взрослые люди). Именно здесь ребенок впервые научается контактировать не только с детьми, которые могут ему не нравиться, однако вынужден каждый день с ними видеться, а также с посторонними взрослыми, которые не нянчатся с ним, как родители и прочие родственники.

Первые социальные навыки набираются в детском садике. Вот почему так важны умения ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, когда он полностью меняет свою жизнь.

Адаптация зависит от следующих факторов:

  1. Физиологических и психологических особенностей ребенка.
  2. Взаимоотношений ребенка с его родителями.
  3. Требований, которые выдвигаются в адрес ребенка в ДОУ.

Важно, чтобы в период адаптации ребенка к ДОУ родители и воспитатели сотрудничали. Все дети раннего возраста по-разному адаптируются. К каждому нужен индивидуальный подход. Если родители замечают, что данный процесс проходит неблагополучно, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru.

перейти наверх

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста

Адаптацией называется процесс привыкания человека к новым условиям обитания. Адаптация к ДОУ детей раннего возраста осуществляется в несколько этапов. Их успешное прохождение гарантирует безболезненное привыкание ребенка к детскому саду.

  1. Первый – сбор информации. Родители знакомятся с правилами, воспитанниками и воспитателями того учреждения, куда они отправят ребенка. Здесь они составляют индивидуальный график посещений ребенка.
  2. Проводятся работы по устранению тревожных переживаний у ребенка и формированию положительного отношения к ДОУ.
  3. Подведение итогов, сбор информации об успешности приспособления ребенка, составление дальнейшего плана по корректировке состояния воспитанника.

При адаптации важным становится то, в какие условия попадает малыш. Если домашний режим и детсадовские условия сильно разнятся, это может привести к отторжению ребенком ДОУ. Положительное отношение формируется тогда, когда условия в обеих средах максимально приближенные. Несомненно, дома невозможно жить с множеством детей и воспитателями, однако режим питания, приблизительное меню, режим сна уже станут теми факторами, которые будут создавать ощущение у ребенка, что все в порядке.

Все детки до вступления в ДОУ росли и развивались в разных условиях. У каждого сформировались свои индивидуальные потребности. Вот почему можно заметить, что одни малыши спокойно расстаются с родителями, когда те приводят их в детский садик, а другие плачут и бросаются на шею к мама и папам, не будучи способными их отпустить. Если случилось так, что ребенок не готов расстаться с родителями, тогда следует позволить им первое время вместе ходить на группы. Пока ребенок не привыкнет к новым деткам, воспитателям и обстановке, пусть родители его сопровождают.

Еще одним способом быстрой адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ является знакомство с новыми детьми и местами в период до вступления в детский садик. Хорошо, если родители уже будут показывать малышу разнообразие всего мира, бывать в новых местах и давать возможность общения с незнакомыми детьми.

Период адаптации проходит через три фазы:

  1. Острая – ребенок переживает стресс из-за изменившихся условий. Он может похудеть, плохо спать, быть молчаливым, становиться нервным и капризным.
  2. Подострая – ребенок немного успокаивается, однако его развитие в данный период становится заторможенным. Он пока еще не привык, однако понимает необходимость адаптации.
  3. Третья – компенсация. Ребенок адаптируется и догоняет то развитие, которое он пропустил.

В зависимости от того, как быстро малыш адаптируется к новым условиям, выделяют 3 степени тяжести данного процесса:

  • Легкая – в течение месяца ребенок переходит от психического и соматического расстройства до нормализации и радостного настроения.
  • Средняя – процесс адаптации длится более 2 месяцев. Ребенок достаточно медленно привыкает к новым условиям, нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых.
  • Тяжелая – ребенок очень медленно адаптируется. Это занимает несколько месяцев. В данный период он становится раздражительным и агрессивным. Возможны различные нарушения как физиологического, так и психического состояния.
перейти наверх

Памятка для родителей

В способности ребенка раннего возраста быстро адаптироваться к ДОУ играют важную роль родители и те родственники, которые постоянно занимаются его воспитанием. Первая обитель, где ребенок обретает ценности и навыки, — родительский дом. До вступления в детский садик ребенок приобретает первые умения, которыми он будет пользоваться, можно сказать, всю жизнь. Для родителей психологи создали памятку, чтобы она им помогала в вопросе адаптации ребенка к ДОУ.

  1. Ребенок копирует родителей во всем: в поведении, манерах, постановке речи. Чтобы показать ребенку, как себя нужно вести с незнакомыми людьми и в новой обстановке, необходимо демонстрировать это на практике. Знакомьтесь с ним с другими детками и взрослыми, бывайте в новых местах.
  2. Первыми учителями являются родители. Если взрослые общаются с малышом, рассказывают ему о жизни, особенно об отношениях с другими людьми, о правилах общения с ними, тогда он практикует это в жизни.
  3. Сильный ребенок развивается в атмосфере любви, понимания и поддержки.
  4. Развитие ребенка начинается в родительском доме. Мамы и папы должны заниматься со своими детьми, развивая их тело и дух. Первые полезные навыки обретаются до детского садика.
  5. Каждый ребенок индивидуальный. Следует уважать желания и мнение ребенка, учитывать его интересы, развивать в его темпе.
  6. Заинтересовывайте ребенка новыми возможностями. Если родители сами не боятся оказаться в новой для себя обстановке, тогда и дети будут такими же.

Первая подготовка к ДОУ проходит в домашних условиях. Что такое детский садик? Насколько в нем хорошо? Как вести себя, чтобы ребенку было комфортно в нем? Родители должны обсуждать эти темы с ребенком еще до того, как он туда пойдет.

Несомненно, нет гарантии того, что выше приведенные рекомендации избавят родителей от детских слез при посещении ДОУ. Если не получается пройти все этапы успешной адаптации вместе с педагогами, тогда следует подключить психолога.

перейти наверх

Прогноз

Независимо от итогов, которые будут наблюдаться лишь со временем некоторого пребывания в детском садике, следует понимать, что абсолютно каждый ребенок находится в стрессе, когда впервые в него попадает. Родители могут на собственном опыте рассказать о том дискомфорте, который у них возникает, когда они меняют работу либо только начинают трудовую деятельность. Если взрослые уже обладают некоторыми навыками эмоциональной адаптации, то дети пока только учатся этому. Прогноз может быть разнообразным, поскольку все зависит от психических и физиологических особенностей малыша.

Следует быть внимательными к своему ребенку по мере всего периода привыкания. Если возникает регресс, тогда следует в первую очередь обсудить данную тему с воспитателями. Под регрессом может пониматься:

  • Ухудшение здоровья или психологического состояния ребенка.
  • Нарушение сна, которое не восстанавливается.
  • Капризность и истеричность.
  • Изменение поведения на отрицательное.
  • Снижение самооценки.
  • Потеря навыков самообслуживания.

Временное проявление данных факторов является естественным. Ненормальным становится лишь усугубление состояния ребенка.

Важно понимать, что воспитатели тоже являются людьми, которые находятся в напряжении из-за большого количества детей. Если с ребенком все в порядке, что подтверждается улучшением его состояния в период, когда он остается дома, и словами психологами, который его обследовал, тогда следует задуматься о правильном выборе воспитателя или детского садика. Не все воспитатели являются хорошими. Не все педагоги будут хорошо контактировать с вашим ребенком и прекрасно с ним обращаться. Если проблема не в ребенке, а в воспитателе или детском садике, тогда необходимо его перевести.

ДОУ – первое место, где ребенок научается коллективизму и взаимодействию с разными людьми. Если неправильно выбрать садик, тогда можно ухудшить процесс его социализации. Каждый малыш должен сохранять свое человеческое достоинство, что заметно по возращении из ДОУ.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий