Детский аутизм

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

 

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.
перейти наверх

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.
перейти наверх

Симптомы и признаки детского аутизма

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.
перейти наверх

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.
перейти наверх

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий