Гиперактивный ребенок

Ребенок капризничает, не может усидеть на одном месте, постоянно бегает и активничает, просыпается по ночам и много шумит. Гиперактивность ребенка стала известным и распространенным явлением в последние годы. Признаки гиперактивности говорят о необходимости лечения, что начинается с выдачи рекомендаций родителям, у ребенка которых наблюдается данный синдром.

Гиперактивные дети выделяются своей неусидчивостью. Они не способны сосредоточиться на чем-то одном, быстро переключаются и много двигаются. Первопричиной этого ученые называют отсутствие должного внимания к детям, которые жаждут его от своих родителей.

Современные родители вынуждены много работать и времени посвящать другим делам, которые не связаны с детьми. Из-за недостатка внимания дети начинают становиться активными – таким образом они как бы привлекают к себе то внимание, которого лишены. Родители таких детей часто обращают на них внимание, когда их сыночки и дочки сделали что-то плохое, их надо наказать. Дети не делят хорошее и плохое, они просто понимают, что определенные поступки и события позволяют им достичь желаемого – внимания.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Можно ошибочно отнести ребенка к гиперактивной группе, поскольку деткам свойственно много двигаться, быть непоседливыми и шумными. Однако с определенного времени повышенная активность, которая и отвечает на вопрос, кто такой гиперактивный ребенок, была отнесена к аномальным характеристикам.

Лишь со временем гиперактивность стала самостоятельным недугом, который носит название СДВГ. Основными симптомами данного заболевания являются:

  • Неусидчивость.
  • Легкая отвлекаемость.
  • Двигательная активность.
  • Импульсивность.
  • Интеллектуальная развитость, иногда выше нормы.

У детей малого возраста данная характеристика не отмечается. Лишь в дошкольном возрасте становится заметным отличие гиперактивного ребенка от остальных. Он выделяется на общем фоне, не может усидеть на одном месте, сосредоточиться на одном деле, из-за чего не доводит его до конца.

Отмечается, что 5% детей обладают гиперактивностью. Однако с каждым годом данная цифра растет. С чем это связано? С образом жизни родителей, которым нет времени на детей. С загруженностью детей, которых с детства ограничивают в движениях и обучают различным дисциплинам. С отсутствием любви, которая теперь обретает условную форму между родителями и чадами.

Специалистам есть, над чем работать. Они продолжают выяснять причины возникновения СДВГ, а также способы его преодоления.

перейти наверх

Признаки гиперактивного ребенка

Диагноз гиперактивность может поставить только специалист, который долгое время наблюдает за ребенком. Он выделяет характерные признаки, присущие гиперактивному ребенку, чтобы четко сказать, что с ним не так. Обычно родители считают, что с их ребенком все в порядке, даже если какими-то поступками он им мешает. Поэтому нередко процесс наблюдения за малышом начинается с воспитателей, которые более объективно оценивают поведение своих подопечных.

Первоначально отмечается неспособность ребенком концентрировать свое внимание на чем-то одном. Следует отличать данное качество от обычной неспособности любого ребенка долго быть сосредоточенным на чем-то одном. Детям свойственно надолго не задерживать своего внимания. Чем младше ребенок, тем менее он внимателен. Однако со временем концентрация становится постоянной.

Гиперактивности присуща двигательная активность, когда ребенок мечется, ерзает. Также ему присуща взбалмошность и бесстрашие. Другими признаками СДВГ являются:

  1. Постоянное желание все брать в руки.
  2. Неумение соединять слова в предложения.
  3. Неумение ждать своей очереди.
  4. Незаинтересованность в детских сказках.
  5. Нежелание спать по времени.
  6. Низкий аппетит и большая жажда.
  7. Заниженная самооценка (если их обидеть, их сложно успокоить и утешить).
  8. Обидчивость и раздражительность.
  9. Болтливость.
  10. Агрессивность и непослушание.
  11. Неусидчивость.
  12. Неловкость: все валится с рук, обо все ударяются, не способны застегнуть пуговицы пр.
  13. Непоследовательность, нелогичность, рассеянность, неуклюжесть, упрямость, неряшливость.

Специалисты предпочитают ставить диагноз СДВГ детям после достижения ими 5-6 лет. Именно в школьном возрасте становится понятно, что у ребенка имеются проблемы. У гиперактивного ребенка не складываются отношения с ровесниками, он не умеет работать в коллективе, не может пересказать или сочинить какой-то рассказ.

перейти наверх

Что делать с гиперактивным ребенком?

Сперва следует понять, что гиперактивность не делает ребенка плохим. Просто он немного отличается от окружающих, однако абсолютно не делает его больным. Что делать с гиперактивным ребенком? Следует отвести его к специалисту, чтобы тот поставил более четкий диагноз и установил причины.

Если обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru, то можно выяснить три главные причины СДВГ:

  1. Наследственность, то есть ребенок генетически является гиперактивным.
  2. Неблагоприятный климат в семье. Имеются какие-то проблемы внутри семьи, между ее членами, что и провоцирует развитие СДВГ.
  3. Физиологические болезни, например, нарушения в головном мозге.

Только после установления причины гиперактивности можно понять, какими способами ее можно устранить. Это могут быть массажи, специальные упражнения, медикаменты и прочие психотерапевтические работы.

Сперва работа начинается на уровне взаимоотношений родителей и ребенка. Контакт взрослых и ребенка должен происходить мягко и спокойно. Никаких криков и скандалов, выяснения отношений. Только спокойствие и мягкость могут помочь ребенку снизить свою возбудимость.

Постепенно начинается работа по повышению самооценки, развитию уважения к окружающим, снятию расторможенности, обучению принятым нормам поведения, выработке навыкам самоорганизации.

По большому счету гиперактивность является следствием отсутствия воспитания ребенка. Когда родители не занимаются детьми, тогда они вырастают не такими, как другие. Чтобы это исправить, можно начать с назначения дел, которые ребенок должен выполнить до конца. Они должны быть недлительными и посильными.

Затем с ребенком нужно взаимодействовать, когда он должен не только слышать и понимать, что ему говориться, но и подчиняться некоторым правилам. Здесь активно используются методы поощрения и наказания, которые показывают малышу, как оцениваются его поступки. Постепенно индивидуальное взаимодействие переходит в коллективную работу, когда ребенок должен приучаться к работе с другими детьми.

Несмотря ни на что, у гиперактивных детей имеются свои привлекательные черты, на которые можно опираться при взаимодействии с ними:

  1. У них наблюдается богатая фантазия.
  2. Они легки на подъем.
  3. Они быстро воодушевляются.
  4. Они редко болеют и устают, быстро восстанавливают силы.
  5. Они генерируют многочисленные идеи.
перейти наверх

Работа с гиперактивными детьми

Как психологи работают с гиперактивными детьми? Они действуют в трех направлениях:

  • Формирование отстающих функций психики: контроль над вниманием и движениями.
  • Отработка взаимодействия с ровесниками и взрослыми.
  • Работа с гневом.

Поскольку ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном, психолог попеременно и непродолжительно работает в трех направлениях. Иногда работа проводится в двух направлениях одновременно, а по окончании работы она может прорабатывать сразу три проблемы.

С ребенком сначала работают в индивидуальном порядке, а затем постепенно переводят в группу, которая сначала состоит из малого количества малышей, а затем со временем увеличивается.

Лучше с гиперактивным ребенком работать в игровой форме, что наиболее приемлемо для него. Он не понимает запретов и наказаний, поэтому лучше всего вести с ним контакты на уровне игры, что будет способствовать понижению агрессивности, снятию напряжения, формированию способности концентрировать внимание.

Немаловажными становятся тактильные контакты и спокойное общение с ребенком. Если, к примеру, чадо не может заснуть, тогда следует сесть рядом с ним и спокойно пообщаться, гладя по головке. Это поможет успокоиться и снять напряжение.

перейти наверх

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Самым главным в работе с гиперактивными детьми становится то, как ведут себя родители данных чад. Психолог может совершать эффективную работу. Однако она будет бесполезной, если родители со своей стороны не придерживаются рекомендаций:

  • Спокойная обстановка в семье. Ребенок должен чувствовать себя спокойно. Это должно наблюдаться как на уровне взаимоотношений с родителями, так и в семье вообще. Если периодически возникают громкие скандалы между родителями, к примеру, это может тревожить ребенка.
  • Умеренные нагрузки. Гиперактивность может развиться на фоне чрезмерных нагрузок. В данном случае ребенок становится раздражительным, капризным, меняется в поведении. Чтобы этого не случилось, следует разбавлять детский день прогулками, спокойными играми, отдыхом и пр.
  • Больше хвалить, меньше наказывать. Наказания в больших количествах негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, как и чрезмерные и возвышенные похвалы. Лучше, если ребенок четко понимает, за что его хвалят и наказывают. При этом перебора нет ни в чем.
  • Спортивные мероприятия. Детей следует вовлекать в различные спортивные мероприятия. Хорошо, если они увлекаются какими-то видами спорта. Это позволяет им не только физически выплескивать свою энергию, но и приучаться к послушанию, когда необходимо понимать цели и правила игры.
  • Умеренные требования. Излишняя мягкость или требовательность отрицательно сказываются на состоянии малыша. Мягкость приводит к лени, а требовательность – к напряженности. Хорошо, когда требования посильны ребенку и лишь мобилизуют его силы.
  • Обязанности ребенка. По мере взросления у малыша должны появляться обязанности, которые закрепляются только за ним, он начинает отвечать за их исполнение.
  • Тихое место для уроков. Ничто не должно отвлекать малыша от выполнения уроков. Лучше подготовить специальное тихое место, где он сможет спокойно делать уроки.
  • Доброжелательное общение. Если родители общаются с дитем, это должно происходить спокойно и доброжелательно. Ребенок не должен ощущать себя виноватым, загнанным, брошенным, отвергнутым.
  • Навыки и умения. Чтобы повысить самооценку гиперактивного ребенка, следует его чему-то научить. Новые навыки и умения будут показывать ему, что он на что-то способен. Достижение успехов всегда повышает самооценку.

Часто сами родители являются виновниками того, каким стал их ребенок. Они либо жестко воюют с непослушанием ребенка, либо «опускают руки», давая полную свободу чаду. Данные подходы не действуют в отношении гиперактивных детей, с которыми следует проявлять терпение, понимание и дружелюбие.

перейти наверх

Лечение гиперактивности ребенка

Ранее, когда гиперактивность ребенка считалась серьезным заболеванием, врачи прибегали к медикаментозному лечению. Однако современные психологи отвергают данные методы, поскольку в них используются психотропные препараты, которые лишь вредят здоровью маленького организма.

Психологи предпочитают психологическую работу с такими группами детей, поскольку усматривают причины их поведения исключительно в психологических проблемах. Однако если и применяются лекарства, то делается это в крайне тяжелых случаях. Препараты (например, Атомоксетин) воздействуют на симптоматику болезни, а не на ее причины. Поэтому о выздоровлении речи не может идти.

Если и применяются лекарства, то только гомеопатического ряда, поскольку они созданы на растительной основе. При этом эффект от них наступает не сразу, а лишь по мере накопления веществ в организме.

Психотерапевты также активно используют массажи, мануальные практики и лечебную физкультуру. Все это должно посодействовать успокоению нервной системы и нормализации активной деятельности.

Основной упор делается на психологическую проблему, которая заключается в устранении психологических недостатков ребенка. Его обучают саморегуляции, повышают самооценку, успокаивают. Через игры детей обучают конкретному поведению, которое будет приемлемо в обществе. Наблюдая за положительной реакцией окружающих, это позволяет детям понять, как себя вести.

Однако основной упор делается на взаимоотношения гиперактивных детей с их родителями, поскольку корни всех проблем часто уходят именно в семейные отношения.

перейти наверх

Итог

Гиперактивность ребенка не является приговором. Это даже не называется болезнью лояльными психологами современности. Просто у детей имеются особенности, которые поддаются коррекции, что позволяет достичь положительного итога.

Если родители обратятся к специалистам, тогда прогноз будет благоприятным. Следует готовиться к тому, что психологи основной упор будут делать не на работе с ребенком, а на коррекции поведения самих родителей. Ведь именно поведение и отношение родителей к собственным детям приводит к формированию СДВГ. Взрослые должны увидеть собственные ошибки, чтобы больше не становиться теми факторами, которые формируют гиперактивность у детей.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий