Логическое мышление – игры на его развитие

Человек обладает мышлением, которое он развивает в процессе всей своей жизни. У мышления есть множество форм своего проявления, среди которых одним из популярных является логическая. Человек должен думать логически, в чем ему помогают игры для развития логического мышления. Однако чтобы достичь успехов, нужно понимать, что именно подразумевает под собой логическое мышление.

Что такое логическое мышление?

Рассматривая вопрос на сайте психологической помощи psymedcare.ru, что такое логическое мышление, человек сталкивается с фактическими составляющими. При логическом мышлении человек оперирует знаниями, ранее полученным опытом, анализирует ситуацию в объективном ее проявлении, пользуется четкими и ясными понятиями. Логическое мышление предполагает наличие объективных и существующих связей между причиной и следствием, отделение реального от выдуманного, анализ и делание выводов.

Логическое мышление предполагает размышление без эмоций, когда человек пользуется лишь сухими фактами, данными, цифрами, терминами и пр. Эмоции для логического рассуждения не нужны. Более того, они даже мешают, поскольку при включении эмоций в процесс думания человек начинает фантазировать, додумывать, добавлять то, чего на самом деле не было.

Логическое мышление часто используется при решении задач, делании выводов, нахождении ответов на определенные вопросы, поиске доводов и пр.

Логическое мышление базируется на опыте и знаниях, исключая эмоции. Это позволяет объективно смотреть на ситуацию, а не вовлекать в процесс свое отношение, переживания и прочие эмоции. При логическом мышлении человек оперирует «данностями», которые легко доказываются, имеют связи, их легко проверить и пр.

Выделяют три вида логического мышления:

  1. Образно-логическое – когда человек в уме проигрывает определенную ситуацию, используя образы предметов или их особенности.
  2. Абстрактное – при решении какого-то вопроса человек использует понятия или явления, которых не существует.
  3. Словесное – когда человек выражает свои мысли словами и передает свои размышления окружающим.

Человек во все времена пытался достичь понимания сути происходящего. Логика основывается на объективных фактах и происходящих событиях, на взаимосвязи реального положения вещей между собой. Здесь нет места теории, предположениям, эмоциям и пр. Еще Аристотель рассматривал понятие логического мышления, пытаясь раскрыть, как оно происходит.

Современный человек должен обладать логическим мышлением. Это важно в любой сфере жизни. Зачастую логическое мышление прослеживается в точных науках и областях: математика, физика, химия и т. д. Здесь все, что доказано, является истинным. А все домысли и предположения являются лишь теориями, которые пока могут не включаться в объяснение причин и делание выводов.

Логическое мышление помогает человеку:

  • Быстро и точно делать выводы в любых ситуациях.
  • Не вводить себя в заблуждение, не обманывать себя.
  • Ясно и емко излагать свои выводы, доказывая их.
  • Исправлять свои ошибки, видеть оплошности и исправлять их у других людей.
  • Переубеждать окружающих, находя верные аргументы.

Логическое мышление является исключительно приобретенным навыков. Вот почему его важно развивать. Лучше этим заниматься с самого детства, когда у ребенка начинают появляться первые наклонности и базовые задатки. Уже к полутора годам, когда малыш начинает анализировать окружающий мир, отделять его от себя, тогда он приучается разделять первостепенное от второстепенного.

Логическое мышление

На данном этапе присутствует эмпирический метод мышления, когда человек обращается к уже имеющемуся опыту. Однако следует родителям здесь не прививать детям шаблоны, иначе теряется критическое мышление – когда ребенок рассуждает, думает, а не просто накладывает шаблон на все, что более-менее похоже.

В данном возрасте можно играть в придумывание слов и фраз, составление рифм к различным словам. Это способствует развитию логики.

В последующем развивается абстрактное мышление – когда малыш начинает фантазировать, думать о том, чего не существует. В это время тоже задействуется логическое мышление.

Логическое мышление можно развивать в любом возрасте. Просто детям это намного легче делать, поскольку они еще лишены шаблонности и стереотипности в мышлении. Родителям следует постоянно различными способами тренировать мышление ребенка в различных направлениях, чтобы он становился гибким в своих подходах.

Если же взрослый человек желает развить свое логическое мышление, тогда это тоже возможно. Здесь главное – победить свою лень, уделить время тренировкам. Упражнения могут быть такие же, как у детей, и даже посложнее. Хорошо подойдет решение кроссвордов, игры  в парах, например, в шахматы или стратегии, кубик Рубика и пр.

перейти наверх

Словено-логическое мышление

В формировании и развитии логического мышления участвует процесс развития речи. Когда человек начинает понимать и сам произносить слова, тогда он тоже задействует логику. Это чисто социальное явление, которое прививается окружающими каждому индивиду.

Само мышление оперирует образами. Однако у каждого образа есть свое название. Чтобы выразить свою мысль, которую человек представляет, он использует слова. Здесь важно использовать те слова, которые понятны окружающим, самим понимать их значение либо уметь объяснять значение слова, если оно является новым. Некоторые мысли не имеют образов, а носят словесный характер.

Логическое мышление

Речь формирует логическое мышление в непосредственной взаимосвязи. Вот почему важно, чтобы каждый человек обучался своей речи, понимал значения тех или иных слов, умел их произносить, понимать и использовать при составлении предложений. Также на логику влияет то, как именно человек составляет предложения, насколько разнообразен язык индивида.

перейти наверх

Логические формы мышления

К логическим формам мышления можно отнести:

  1. Анализ. Это мыслительный процесс, когда сложное явление разделяется на несколько простых, отдельных компонентов. Они потом познаются и делаются определенные выводы.
  2. Синтез. Это мыслительный процесс, который обратен анализу – когда человек из простых элементов составляет единое целое, общее представление.
  3. Абстрагирование. Здесь человек выделяет существенные характеристики отдельных предметов, игнорируя несущественные, малозначительные.
  4. Сравнение. Во время сравнения человек берет несколько объектов и пытается найти схожее и различное между ними. Это позволяет делать классификацию, находить взаимосвязи, делать теоретические познания.
  5. Обобщение. Здесь человек объединяет события или явления между собой по имеющимся у них общим характеристикам.

Другими формами логического мышления являются:

  • Умозаключения. Эти элементы являются своеобразными выводами, которые делает человек в своей голове. Дедуктивными они становятся, когда на основании нескольких суждений делается единый вывод. Индуктивными они становятся, когда на основании единичных случаев делается вывод в отношении всего, что имеет подобные характеристики. Когда вывод делается на основании частичной схожести без детального рассмотрения остальных характеристик, он называется умозаключением по аналогии.
  • Понятия. Эти элементы являются социально-историческими, когда каждому явлению, предмету, взаимосвязи и даже действию приписывается определенный термин со своим значением. Затем последующие поколения лишь запоминают слова и их определения, чтобы наиболее быстро передавать свои мысли окружающим. Понятия могут вмещать в себя целую группу предметов или явлений, они могут демонстрировать определенные признаки предмета. Благодаря одному слову человек передает многообразие его значения, которое известно всем.
  • Суждения. Эти элементы являются взаимосвязями между предметами или явлениями, которые отрицают или что-то подтверждают. Суждения могут формироваться непосредственно (когда человек наблюдает тот феномен, на основе которого делает свои выводы) и опосредованно (когда человек просто рассуждает или делает умозаключение). Суждения бывают:
  1. Истинными – когда они имеют доказательства и факты свершения.
  2. Ложными – когда человек не может доказать то, о чем говорить.
  3. Общими – когда человек начинает однозначно говорить о явлениях, которые схожи по определенному признаку.
  4. Частными – когда суждение идет о некоторых предметах со схожими характеристиками.
  5. Единичными – когда человек рассуждает по поводу конкретного предмета или явления.
перейти наверх

Как развить логическое мышление?

Логическое мышление развивается, с ним не рождаются. Поэтому родители и сами взрослые должны постоянно заниматься своим развитием, в чем помогут такие игры:

  1. Шахматы.
  2. Шашки.
  3. Игра «Реверси».
  4. Игра «Эрудит».
  5. Нахождение лишнего слова среди прочих.
  6. Расшифровка анаграмм.
  7. Поиск аналогий.
  8. Расшифровка загадок.
  9. Разгадывание кроссвордов.

Логическое мышление

Очень хорошо развивают логику различные ролевые игры, в которых дети оказываются в различных ситуациях, требующих своего решения. Также можно воспользоваться компьютерными играми, которые тоже требуют разработки стратегии, соблюдения правил, делание выводов, как действовать лучше.

перейти наверх

Итог

Самым лучшим учителем является жизнь. С самого детства родителям предлагается постепенно включать ребенка в свою повседневную жизнь, которая достаточно часто полна различных трудностей и проблем. Самым элементарным способом развития логики является делание выбора. Предложите ребенку сделать выбор между несколькими вариантами, предварительно их обсудив с ним, подумать над возможным развитием событий и пр. Также обязательно с ребенком вместе делать выводы после того, как выбор бы сделан и был достигнут конкретный результат.

Логическое мышление

Не помешает в развитии логики воображение, когда вместе с ребенком можно учиться прогнозировать, какое развитие событий будет происходить на основании имеющихся обстоятельств.

Конечно, логическое мышление базируется на знаниях, опыте, которое уже человеком было получено, и прочей информации. Вот почему важно позволять ребенку сталкиваться с различными ситуациями, не мешать рассуждать, а даже участвовать в процессе, читать книги, обсуждать поведение других людей и пр.

Можно сказать, что логическое мышление развивается лишь тогда, когда человек живет реальной жизнью. Он решает жизненные задачки, сталкивается с реальными проблемами, достигает настоящих результатов и пытается устранить ошибки. Развитие логического мышления происходит постоянно, что позволяет взрослым людям тоже тренировать свою мыслительную деятельность, которая неразрывно связана с памятью, воображением, рассуждением.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий