Мозговой штурм – технология метода

Решить одну проблему можно многими способами. Однако недостатком человеческого мозга является то, что он зачастую зацикливается на одной-двух способах выхода из ситуации. Чтобы увидеть все многообразие вариантов, человеку предлагает испробовать метод мозгового штурма. Данная технология помогает рассмотреть самые немыслимые способы решения ситуации, которая на первый взгляд кажется неразрешимой.

Неразрешимых ситуаций не существует, убеждены специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru. Просто не всегда человек видит, что он может сделать. Просто не всегда те варианты, которые он уже продумывает, ему интересны. Просто не всегда человек смотрит на ситуацию в целом, поэтому не видит других возможностей.

Технология «Мозгового штурма» предназначена как раз для нахождения выхода из любой ситуации, нахождение большого количества вариантов ее решения. Порой благодаря данному способу можно найти такое решение, которое ранее не использовалось, является новшеством для ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Мозговым штурмом называется методика обсуждения группой людей одной проблемы с целью нахождения максимального количества вариантов ее решения. Здесь приветствуется творческий подход, нестандартность мышления и безграничность рассмотрения проблемы. Здесь используется метод безоценочного предложения вариантов, когда участники во время мозгового штурма предлагают абсолютно любые, даже самые немыслимые варианты решения проблемы, которые записываются и считаются верными.

Лишь на этапе отбора эффективных вариантов решения проблемы включается критическая часть, когда участники отсеивают нереалистичные решения, а также неэффективные, оставляя лишь те, которые наиболее кажутся правильными.

Мозговой штурм – это этап безоценочного суждения, когда человек может позволить своей фантазии дать волю. Здесь не будет критики, осуждения или насмешек. Даже самая нелепая идея может оказаться правильной. Однако этого невозможно понять, пока человек не позволяет себе рассуждать безгранично.

Главный принцип мозгового штурма заключается в том, что человек может выдвигать абсолютно любые идеи, конечно, по делу. Они не оцениваются, учитываются, записываются и предлагаются в дальнейшем на рассмотрение. Идеи могут быть банальными, фантастическими, нереалистичными, связанными с другими вещами и т. д. Все это не имеет значения, пока происходит мозговой штурм – ситуация, когда человеческому воображению, сознанию и подсознанию дается полная воля. Все является правильным. Все приветствует. Любая идея может оказаться верной.

Пока происходит мозговой штурм, идеи не критикуются и не анализируются. Однако уже на этапе выбора идеи для решения ситуации включается критическая оценка. Рассматриваются все предложенные варианты, разбираются, анализируются и отсеиваются те, которые экспертами считаются неэффективными.

Мозговой штурм дает поразительные результаты, поэтому его применение предлагается компаниям и даже группе людей, которые столкнулись с какой-то проблемой:

  1. Группа лиц, у которых есть разный опыт и знания, могут выдать больше идей, чем люди с одинаковым мышлением или специализацией.
  2. Во время мозгового штурма, когда людей не ограничивают в выражении своих идей, предлагаются такие варианты, которые являются наиболее эффективными, нежели уже ранее применяемые знания.
  3. Очевидным становится то, как много вариантов существует у одной проблемы, которая на первый взгляд могла казаться неразрешимой.

Итак, нет неразрешимых проблем, просто отсутствуют варианты, которые бы решали ее. Для этого необходимо собрать группу из лиц, которые не похожи по своему мировоззрению, профессиональным знаниям, жизненному опыту и даже образу жизни. Чем разнообразнее контингент, тем лучше, поскольку каждый человек смотрит на ситуацию по-своему (не так, как другие лица).

Мозговой штурм

Затем выдается проблема, которую группа людей должна решить так, как они ее видят и как сами бы ее решали. Здесь позволяется фантазировать, предлагать самые немыслимые решения и варианты, особенно если проблема на первый взгляд кажется неразрешимой. Любая идея, которая выдается одним человеком, может натолкнуть на правильную мысль другого участника процесса.

В результате мозгового штурма оказывается более ста вариантов решения одной ситуации, среди которых можно выбрать наиболее подходящий и эффективный. Причем проблема может быть абсолютно любой из любой сферы жизни.

перейти наверх

Метод мозгового штурма

На сегодняшний день многие компании используют метод мозгового штурма – когда собирается компания людей для обсуждения одной проблемы. Здесь отсутствует иерархия, правильность и неправильность мнения. Здесь каждый имеет право выражать свою мысль, доказывать ее, аргументировать. Здесь каждый волен погружаться в самые немыслимые размышления, если он видит в них решение проблемы.

Мозговой штурм – это метод обсуждения группой лиц одной проблемы с целью нахождения многообразия вариантов ее решения. Причем на первоначальном этапе ставится цель просто найти варианты, развить идеи, предложить все, что приходит в голову, без оценок, критики и раздумий.

Мозговой штурм хорош тем, что участники могут наталкивать друг друга на определенные мысли. Обычно отдельный человек мыслит в пределах своего опыта, как бы он решил конкретную задачу. А это говорит о том, что человек знает максимум 3 способа решения ситуации. Когда же происходит обсуждение, человек начинает смотреть на ситуацию более широко. Он уже начинает замечать то, на что его натолкнули другие люди. А это уже позволяет предложить несколько больше способов решения проблемы.

Мозговой штурм

Вместе с тем сам человек может наталкивать людей на определенные мысли. Его идеи побуждают других тоже расширять свое видение ситуации и варианты ее решения.

При мозговом штурме люди выдают варианты, к которым они обычно не пришли бы в одиночку. Вот почему так приветствуется работа в группе с людьми различных направлений в мышлении и мировоззрении, поскольку это позволяет каждому участнику расширять свой взгляд на ситуацию.

Мозговой штурм – это коллективная работа по нахождению нового способа решения вопроса. Он может быть использован абсолютно в любой сфере жизни, не только на работе. К примеру, можно использовать мозговой штурм в школьной программе:

  1. На уроке литературы с целью обсуждения вопроса, о чем говорит автор в своем стихотворении.
  2. На уроке истории с целью нахождения мотивов поступков тех или иных исторических персон.

Мозговой штурм позволяет человеку высказать свое мнение, остаться услышанным и не быть оцененным, откритикованным. Его мнение такое же правильное, как и мнение других участников дискуссии. Все это позволяет человеку раскрепоститься и наконец-то более широкого смотреть на ситуацию, действовать не по шаблону, видеть новые варианты решения любой проблемы.

перейти наверх

Технологии мозгового штурма

Основателем мозгового штурма стал А. Осборн, который придерживался двух основных принципов:

  1. Отсутствие оценок на первом этапе, когда выдвигаются идеи.
  2. Качество решения зависит от количества участников, которые ее искали, и идей, которые ими были предложены.

На первом этапе автор предлагал включить свое воображение и полет мыслей. Поначалу людям свойственно думать логически над решением ситуации. Они нередко обращаются к опыту большинства, как такую же ситуацию решали другие люди. Однако автор говорит о том, что для нахождения нового, более качественного решения конкретной ситуации нужно применить воображение. Нужно перестать думать оценками и логикой. Нужно просто позволить себе пофантазировать, даже переместиться в параллельную реальность, где существуют другие законы Вселенной.

Как бы человек решил ситуацию, если бы он ни был ничем ограничен: деньгами, временем, физической силой, сферой влияния и даже законами Вселенной?

Каждая идея, которая выдвигается участником, записывается, считается такой же ценной, как и идеи более приземленные и логичные. Все идеи хороши – их не оценивают. Идеи можно дополнять, корректировать, развивать, но не игнорировать.

Мозговой штурм

Группа из участников может состоять как из людей одной сферы деятельности, так и различных. Хорошо, если между участниками не будет иерархии либо она будет устранена, как и прочие ограничения. В процессе мозгового штурма должны быть устранены все возрастные, половые, иерархические и прочие конфликтные критерии. Все участники равны, ценны и умны.

Количество человек может быть от 6 до 12. Самым оптимальным считается количество в 7 человек. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы все участники были заинтересованы в решении вопроса, а также не были скептически настроенными.

перейти наверх

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный – здесь оглашается проблема, собирается группа и выбирается ведущий.
  2. Генерация идей. Каждый участник имеет право говорить в любое время, выдавать идеи, которые он придумал, не оценивать и не критиковать ни свои, ни чужие идеи, не ограничивать себя ни в чем.
  3. Отбор, систематизация, оценка. Именно на данном этапе рассматриваются все предложенные варианты, отбираются наиболее лучшие, которые участники должны аргументировать.

На начальном этапе проведения мозгового штурма не следует надеяться на гениальные идеи. Обычно люди начинают с того, что выдают типичные, банальные, простые и уже всем известные варианты решения поставленного вопроса. Однако когда обсуждение логичных ответов достигнет своего финала, а ведущий будет требовать выдачи новых идей, даже самых немыслимых, тогда участники включат свое воображение и начнут выдавать необычные, фантастические и немыслимые идеи.

перейти наверх

Виды мозгового штурма

Поскольку многие компании уже пользуются мозговым штурмом, выделяют несколько его видов:

  • Обратный метод – когда нужно усовершенствовать уже готовый продукт, услугу. Здесь рассматриваются недостатки продукции, возможные варианты негодования клиентов, варианты усовершенствования данной функции.
  • Теневой метод – когда одна группа людей выдает идеи вслух, а вторая группа записывает идеи, которые у них возникли в процессе прослушивания первой. Затем идеи передаются специалистам, которые их и рассматривают, комбинируют.
  • Комбинированный метод – использование теневого и обратного методов.
  • Метод двойного прямого штурма – когда проблему обсуждают один раз, а затем те же участники собираются через 2 дня повторного обсуждения. Считается, что люди после первого мозгового штурма наиболее включают свое подсознание, которое может выдать новые идеи решения ситуации.
  • Обратно-прямой тип – когда прогнозируется ход самого мозгового штурма.
  • Индивидуальный мозговой штурм – когда в процессе участвует всего лишь один человек, которому дается на все 10 минут.
  • Брейнрайтинг – когда идеи не высказываются, а записываются, а затем передаются другим участникам.
  • Визуальный мозговой штурм предполагает разработку эскиза решения ситуации.
  • Мозговой штурм с применением доски, на которую участники помещают листочки со своими идеями.
  • «Японский» — когда выдвигает идеи один человек, а остальные участники его анализируют, критикуют, совершенствуют.
  • «Соло» — когда специалист записывает все возникающие в его голове идеи на листочке и ведет специальную картотеку.
перейти наверх

Итог

Мозговой штурм является эффективным способом решения  любых проблем. Поэтому им могут пользоваться люди в любой сфере жизни и для развития творческого потенциала, расширения своего мировоззрения и подхода к ситуациям.

Добавить комментарий