Общение детей со взрослыми и сверстниками

Общение является основным видом взаимодействия разных людей. Даже родители с детьми преимущественно взаимодействуют на уровне слов. Поначалу ребенок не понимает, что ему говорят родители, поэтому может выражать лишь эмоции. Однако со временем и он начинает только говорить. И общение детей со взрослыми и сверстниками выстраивается различное.

Ни для кого не секрет, что с одними людьми получается общаться намного легче, чем с другими. Читателям сайта психологической помощи psymedcare.ru не должно становиться странным то, что и их детям может с ними сложнее общаться, чем с другими людьми. Обычно дети находят общий язык со сверстниками, а вот со взрослыми частыми становятся конфликты и непонимание.

Это ни хорошо и ни плохо. Все естественно. Но если родители хотят восстановить общение со своими детьми, тогда должны приложить усилия, а не критиковать и упрекать своих чад.

Что такое общение с детьми?

Общение с детьми является важным составляющим любого воспитания. Поскольку люди большую часть времени контактируют благодаря общению, именно данная сфера жизни должна быть настолько гармонично простроена между родителями и детьми, чтобы молодое поколение развивалось благополучно.

В большинстве своем родители мало уделяют внимания своим детям. Необходимость работать и выполнять домашнюю работу отнимает возможность полноценного общения с ребенком. В итоге может вырасти замкнутый и раздражительный ребенок, не умеющий общаться с окружающими людьми.

Как должны общаться между собой родители и дети? Первое, что хочется посоветовать, — это вспомнить себя в молодом возрасте и припомнить, чего вы ожидали от своих родителей. Не факт, что ваши дети хотят того же самого. Но чем моложе дети, тем больше их желания похожи.

Общение детей

Чего вы хотели от родителей, какого общения требовали к себе, того же дайте и своим детям. Многие думают, будто общение заключается в задавании вопросов, когда ребенок смотрит не на родителя, а в монитор компьютера.

  • «Как дела в школе?».
  • «Как отношения с учителями/одноклассниками?».
  • «Кто-нибудь тебе нравится из девочек/мальчиков?».
  • «Какие оценки ты получаешь?».

Вы думаете, ребенку интересно общаться на тему школы или кружка, куда он ходит туда без особого удовлетворения? Пять минут такого общения, где ребенок односложно отвечает на ваши «взрослые» вопросы, — и вы считаете, что контакт произошел. А ведь ребенок даже не смотрел на вас и не раскрыл свою душу, поскольку вы говорили с ним о том, что неинтересно ему, но интересно вам.

Как должно происходить общение между детьми и родителями? Общайтесь по душам. Интересуйтесь тем, что интересно вашему ребенку, а не тем, что интересно вам, поскольку вы занимаетесь типичным сбором информации. Побольше имейте с ребенком не разговоров, а совместных дел. Отремонтировать стул, пойти в поход, посидеть на рабочем месте и т. д. Вместе что-то делайте, а общение произойдет само собой. Причем ребенок не будет односложно отфыркиваться от вас, потому что вы говорите о школе, а будете говорить о том, что его увлекает, – о жизни.

Функция матери – создать комфорт и защиту своим детям. Функция отца – подготовить детей к взрослой жизни (это касается как сына, так и дочки). Здесь вопрос не касается только денег. Несомненно, родители должны по возможности дать детям все, что они могут. Но самое главное – это общение между взрослыми и детьми, где мать безусловно любит, а отец обучает жизни в мире, в котором они родились. Здесь речь уже не идет о банальных вопросах. Ведь вспомните себя: вы редко думаете о школе, поскольку все уроки жизни получили после ее окончания.

Делайте совместные дела, вместе отдыхайте, общайтесь на темы о мире и жизни. Школа – не центр Вселенной, вы и сами это должны понимать. Современное образование лишь выматывает детей и отбивает всякое желание о нем думать. А тут еще вы со своими вопросами, думая, будто ребенку это интересно. Матери нужно позаботиться о комфорте своих детей и безусловной любви, отцу лучше позаботиться о том, чтобы по окончании школы ребенок вышел в мир и знал, как в нем жить. В школе этому не научат. Возьмите ответственность на себя за то, какими вырастут ваши дети. Почаще общайтесь с ними о том, что касается жизни, интересов ребенка, а не о школе (данную тему можно затронуть, но не говорить только о ней).

перейти наверх

Общение детей со взрослыми

Общение ребенка со взрослыми должно начинаться еще в утробе матери. Мама должна общаться с малышом, давая понять, что она его ждет и любит. После рождения с малышом также нужно общаться, несмотря на то, что он еще ничего не понимает. Только со временем малыш начнет понимать взрослую речь, а пока он только выражает свои эмоции.

Общение детей

Родители должны неустанно общаться с малышом, чтобы он слышал родную речь и звуки. Также нужно демонстрировать ему окружающий мир и показывать все его стороны, объясняя и показывая.

перейти наверх

Общение с детьми дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста должен общаться не только с родителями, но и другими детьми. Это обязательный элемент успешного развития. Ребенок будет подражать взрослым, их манерам общения между собой, поэтому первое время ребенок будет напоминать маму и папу. Но со временем его модели начнут меняться, нарабатываться новые навыки коммуникации.

Общаясь с ребенком дошкольного возраста, нужно проявлять нежность, заботу, любовь, понимание, чтобы ребенок ощущал себя эмоционально защищенным.

Общение с детьми происходит не только на уровне контакта, но и в процессе игры. Нередко с другими детьми ребенок отыгрывает различные взрослые роли, например, роль официанта или автомобилиста. Дети играют в ролевые игры, где и отрабатывают нужные навыки.

Общение детей

Взрослые должны поощрять детей в их разнообразии коммуникации, а также обучать новым моделям поведения, которые окажутся полезными в той или иной ситуации. Здесь должны отсутствовать крики, угрозы и прочие неприятные модели общения.

Может ли детский садик гарантировать развитие навыков коммуникабельности у ребенка? Обычно люди полагают, будто те дети, которые в свое время ходили в детский садик, более приспосабливаемы к школьному коллективу, чем те, кто детский садик не посещал. На самом деле это ошибочное мнение, поскольку есть масса примеров того, как детсадовские дети становились закрытыми в общении со сверстниками, а те дети, которые детский садик не посещали, легко вписывались в школьный коллектив.

Неужели детский садик не развивает в детях навыки коммуникабельности и приспосабливаемости к ограничениям и правилам? Многое зависит не от того, ходит ребенок в детский садик или нет, а от того, какое развитие малыш получает внутри семьи. Большая часть того, насколько успешно ребенок будет уживаться в социуме, зависит от того, как с малышом обращаются его родители. Они на собственном примере приучают его к определенному общению со сверстниками и взрослыми людьми. Если родители ребенка постоянно унижают, затыкают рот, оскорбляют, то и с другими людьми ребенок будет вести себя так, чтобы его унижали, оскорбляли, били, не слушали. И детский садик здесь уже не поможет. Но если родители слушают своего ребенка, общаются с ним на равных, поучают его, но в то же время прислушиваются к его желаниям, то и детского садика здесь не нужно, в дальнейшем ребенок будет успешно контактировать с людьми любого возраста.

Общение детей

Более того, ребенок общается со сверстниками не только в детском садике, но и на улице, во дворе. Хорошим показателем того, как ребенок будет и в дальнейшем контактировать с внешним миром, является его теперешняя способность находить себе друзей на детской площадке, во дворе. Если ваш малыш умеет заводить друзей, у него есть свой круг знакомых, значит, детский садик ему уже не нужен, он и так умеет вписываться в коллектив детей. Поэтому детский садик в основном нужен для того, чтобы на интеллектуальном уровне подготовить ребенка к школе (научить его читать, писать, считать, рисовать, придерживаться дисциплины и распорядка). Но если речь идет о коммуникабельности, то детский садик лишь предоставляет условия, но не обучает данному навыку.

перейти наверх

Общение родителей с детьми

Родителям следует следить за своей речью, поскольку дети напрямую воспринимают их слова. Если родители шутят, то ребенок воспринимает всерьез, а затем сталкивается с еще большими проблемами. Поэтому серьезно относитесь к тем ситуациям, в которых оказался ребенок, чтобы дать ему дельный совет.

  1. Не шутите по различному поводу.
  2. Не обзывайте ребенка «тупицей», «идиотом» и прочими словами.
  3. На деле показывайте, как нужно вести себя в трудной ситуации.

Родители нередко забывают о том, что находятся под пристальным вниманием собственных детей. Что родители делают? Как себя ведут? Как общаются с окружающими? По каким причинам ссорятся? Ничто не упускается из виду маленьких сыновей и дочек. Это игра такая? Нет, дети копируют модели поведения собственных мам и пап, чтобы понимать, как самим поступать в той или иной ситуации.

Удивительным становится, когда вырастают дети, во многом копирующие поведение собственных родителей. Они не просто внешне на них похожи, поскольку гены сыграли свою роль, но и по повадкам и способам мышления одинаковые. Если родители ссорились из-за денег, когда малыши были маленькими, то, повзрослев, детки тоже в большинстве своем будут иметь трудности и скандалы по причине их нехватки.

Ссора родителей из-за материальных средств показывает малышам, как они должны реагировать на подобные ситуации. Отсутствуют деньги – ссорьтесь. Потратили на ненужные вещи – ссорьтесь. Мало зарабатываете – ссорьтесь. К деньгам в принципе нужно негативно относиться, поскольку из-за них часто происходит разлад в семье. Родители всему этому не обучают, а на собственном примере демонстрируют. Дети делают выводы, которые часто потом не осознаются, когда вырастают и стараются всеми силами достичь успеха.

Общение детей

Дети перенимают отношение собственных родителей к тем или иным вещам. Если мамы и папы считали деньги злом, из-за которого нужно скандалить в случае его отсутствия и необходимо собирать копейку к копейке, то дети перенимают данный подход к жизни. Нередко они живут так же, как жили их родители. Лишь исключительные случаи происходят, когда дети желают жить противоположным родительскому образом.

перейти наверх

Стиль общения с детьми

В каждой семье существует свой стиль общения с детьми:

  1. Вседозволенность, попустительство – когда ребенку все позволяется, он не знает границ недозволенного.
  2. Отчужденность – когда родители игнорируют, не слышат и не уделяют внимания ребенку.
  3. Гиперопека – когда ребенка лишают любой возможности проявить самостоятельность, все делается вместо него.
  4. Диктаторство – когда родители говорят, а ребенок должен беспрекословно подчиняться.
  5. Уважение – когда родители стараются держаться с ребенком на равных, проявлять любовь и понимание, не ущемлять ни своих, ни его интересов и желаний.
перейти наверх

Итог

Ребенок должен общаться как с родителями, так и с другими детьми и взрослыми. Чем больше становится круг общения, тем разнообразнее становится общение, поскольку с каждым человеком нужен свой подход. Ребенок обучается различным стилям общения с разными людьми, что зависит от его заинтересованности в них.

 

Вам будет интересно:
Добавить комментарий