Память – виды, развитие у детей и взрослых

Память является свойством головного мозга любого живого существа. Абсолютно все обладают памятью, которая подразумевает функции восприятия, запоминания, обработки, систематизации и быстрого воспроизведения информации, которая в нее поступает. Таким образом, человек может запоминать то, что с ним происходит, или любую важную информацию, после чего вспоминать об этом.

память

Память является очень сложным механизмом, поскольку она запоминает не все, что доступно человеку. Нередко запоминается даже то, на что человек поначалу не обратил внимания. Более того, память не всегда дает возможность человеку воспроизвести то, что он хочет. Это называют забывчивостью. Человек порой не может чего-то вспомнить либо абсолютно забывает какую-то информацию, хотя она хранится в памяти.

Еще не забываем такой феномен, как полная потеря памяти. Эта функция случается при определенных обстоятельствах (чаще всего после сотрясения мозга, его повреждения или инфекционных, органических поражениях). Часто наблюдается у лиц пожилого возраста. Также может случаться в любом другом возрасте при способствующих обстоятельствах. В данном случае идет речь о неспособности воспроизвести информацию, которую человек когда-то хорошо знал и в любое время мог воспроизвести. Речь может идти даже о знании своего имени и возраста.

К патологическим состояниям памяти следует еще отнести неспособность запоминать. Человек не теряет память, он просто элементарно чего-то не может запомнить. Речь идет о неспособности запомнить информацию, которая произошла в тот или иной промежуток времени. Здесь причинами также становятся различные повреждения и поражения головного мозга в тех отделах, которые отвечают за функцию запоминания.

Что такое память?

Память – очень важный и сложный механизм головного мозга, который формирует такие структуры, способные усваивать информацию, поступающую извне, и затем ее в любой момент воспроизводить. Память запоминает все. Вот только человек не всегда может вспомнить то, что хочет. Даже у здорового человека случаются такие провалы, которые называются забывчивостью.

Память

По исследованиям многих врачей, люди часто путают такие два понятия, как деменция и забывчивость. В первом случае речь идет о серьезных нарушениях когнитивных способностей, которые проявляются при определенных условиях. Во втором случае говорится об обычной неспособности вспомнить какую-то деталь, при этом все мыслительные процессы головного мозга работают в нормальном режиме.

Деменция – стойкое снижение познавательной активности, возникновение слабоумия, при котором теряются уже имеющиеся знания и навыки. В отличие от умственной отсталости, слабоумие характеризуется потерей прежних когнитивных способностей, ухудшением здоровья головного мозга. С этим связано само поражение головного мозга. Часто данная болезнь наблюдается у людей пожилого возраста или больных психическими заболеваниями.

Забывчивость – неспособность воспроизвести некоторую информацию. Человек является абсолютно здоровым, мыслящим, понимающим, что происходит, и адекватно воспринимающим окружающий мир. Просто он о чем-то забыл. Такое со всеми случается.

Как отличить забывчивость от деменции?

  • Если вы забыли, где оставили ключи, не запоминаете некоторые номера мобильных телефонов, забываете имена малознакомых людей, это указывает на забывчивость.
  • Если не способны одеться, вспомнить распространенные слова, теряетесь в знакомой местности, не можете выполнить работу, которую хорошо знаете, речь идет о деменции.

Поскольку слабоумие становится результатом повышенного давления и высокого уровня холестерина, необходимо следить за собственным здоровьем. Данный процесс необратим, если он начнет свое развитие. Если не желаете забывать, следует тренировать память. Однако вы не сможете полностью избавиться от забывчивости, поскольку это является одной из основных функций мозга, который не желает хранить в памяти то, что не нужно.

Память – это способность мозга воспринять, проанализировать, отложить информацию, систематизировать с уже имеющимися знаниями, затем трансформировать по мере поступления новой информации, а затем в любой момент воспроизвести, изменить, дополнить. Также память усваивает не только «голые» факты, но и эмоции, впечатления самого человека, которые он испытал в тот или иной момент. Возникают ассоциации, когда человек испытывает определенное отношение к той или иной информации.

перейти наверх

Память в психологии

В психологии память играет важное значение, поскольку именно она влияет на то, каким становится человек. Память – это способность воспринимать, запоминать, воспроизводить и забывать информацию, которую человек получал. Чем же она так интересна в психологии?

Память

Человек благодаря своей способности и функциям памяти может перемещаться в пространстве и времени силой мысли. Память – это обращение человека в прошлое, которое сейчас с ним не происходит. Можно переместиться в любой отрезок времени, который вспоминается человеку. Это значительным образом сказывается на том, что человек думает о своей жизни, о самом себе, как воспринимает окружающий мир в отдельных моментах.

Если читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru обратит внимание, то чаще всего люди к чему-то хорошо или плохо относятся, потому что они тянут это отношение с былых времен. Это когда-то родители сказали, что чавкать плохо. Это когда-то человек понял, что терять равновесие больно. Это когда-то человек пережил травмирующее расставание, из-за чего он теперь боится серьезных отношений.

Память

Память – это не только информация, а целые блоки картинок со своими оттенками, эмоциями и переживаниями. Какие-то из них яркие, другие тусклые. Чем ярче картинка, тем чаще человек о ней вспоминает и эмоционирует. Другими словами, память позволяет человеку не находиться в ситуации, а вспоминать о ней и переживать те же эмоции, которые были в тот момент времени.

перейти наверх

Виды памяти

Память по-разному запоминает и воспроизводит информацию. Поэтому выделяют такие ее виды:

  1. Внутренняя – имеется в виду естественная способность головного мозга запоминать информацию.
  2. Внешняя – когда человек фиксирует важную информацию на различных внешних носителях: фотографии, записи в дневнике, диктофон и пр.
  3. Образная – это информация, которая человеком была воспринята сенсорными органами. Зрительная память запоминает картинки. Слуховая память запоминает звуки. Обонятельная память запоминает запахи. Осязательная память запоминает прикосновения и телесные ощущения. Вкусовая память запоминает вкусы.
  4. Двигательная память – это свойство тела запоминать определенные движения. Так, к примеру, человек научается ходить, ездить на велосипеде или управлять автомобилем, доводя свои действия до автоматизма, когда не нужно сознательно включать свое внимание, чтобы совершить поступок.
  5. Словесно-логическая память – это слова, суждения и мысли. Здесь выделяют механическую (когда запоминание происходит путем повторения) и логическую память (когда создаются ассоциации с уже известной информацией для лучшего запоминания).
  6. Имплицитная – память на неосознаваемом уровне. Человек руководствуется какими-то правилами и убеждениями, даже не подвергая их анализу и суждению. Он просто их придерживается, даже если осознанно их не усваивал и не запоминал.
  7. Эмоциональная – способность памяти запоминать эмоции, переживания, чувства. В противном случае развивается «эмоциональная тупость», которая делает человека неинтересным, замкнутым, роботизированным.
  8. Эксплицитная – когда информация запоминается сознательно. Воспроизведение может происходить непроизвольно (воспоминания как бы сами по себе всплывают в голове) и произвольно (когда человек специально о чем-то вспоминает).
  9. Произвольная память – когда человек намеренно запоминает какую-то информацию.
  10. Мгновенная память – запоминание информации на короткий промежуток времени (буквально несколько секунд). Бывает иконической – когда образные картинки накладываются одна на другую. Бывает эхоической – когда возникают послеобразы на несколько секунд после восприятия образа. Обычно не осознается человеком и базируется на восприятии информации сенсорными органами.
  11. Кратковременная память – сознательное запоминание информации человеком на несколько минут с целью ее ближайшего использования и воспроизведения.
  12. Оперативная память – позволяет запоминать информацию, необходимую для совершения дальнейшего действия.
  13. Долговременная память – она бывает как сознательной, так и неосознанной. Информация в ней задерживается на очень длительный период времени. Порой она остается навсегда и даже передается следующему поколению. Делится на:
  • Биологическую – передача информации на генетическом уровне. Это те паттерны, которые были выработаны предыдущими поколениями, и теперь передаются через гены. Являются инстинктами и рефлексами.
  • Эпизодическую – картинки и образы, связанные с определенными ситуациями.
  • Репродуктивную – запоминание информации в том виде, в котором она подавалась.
  • Реконструктивную – способность восстановить первоначальные факты.
  • Ассоциативную – формирование между различными объектами и информаций связей.
  • Автобиографическую – запоминание информации о себе самом.
перейти наверх

Тренировка и развитие памяти

На самом деле человек постоянно тренирует свою память. Необходимость запоминать, что нужно купить, на каком транспорте поехать до работы, какой дорогой прийти в нужное место, уже является своеобразной тренировкой. Однако память можно развивать, совершенствуя ее возможности.

Память

Здесь хорошими упражнениями становятся задания, когда вам нужно восстанавливать объекты, их формы, последовательность, значения в произвольном или последовательном порядке. Точно по такому же принципу можно тренировать память других анализаторов.

Слуховую память очень хорошо тренировать при передаче информации от одного человека к другому. В народе это называется слухами. Когда человек подслушивает, он затем пытается дословно передать другим людям то, что услышал. Чем более точно вы можете передать слова другого человека третьим лицам, тем развитее становится память.

Еще хорошо помогает заучивание стихотворений. Их можно запоминать путем зрительного отображения или через пересказ, повторение за другим человеком.

перейти наверх

Развитие памяти у детей

Очень важно развивать память у детей. Здесь следует пользоваться разнообразными упражнениями для достижения цели. Чем более разносторонними и разнообразными будут упражнения, тем шире память будет запоминать и воспроизводить информацию. Распространенными примерами являются:

  1. Повторение слов за говорящим.
  2. Воспроизведение увиденного.
  3. Написание слов под диктовку.
  4. Запоминание слов по логическим связям.
перейти наверх

Итог

Память у каждого человека развивается с годами. Однако у каждого она обладает своим объемом и гибкостью, что уже зависит от тренировок, которыми человек пользуется. Чем больше и чаще тренировать память, тем лучше. Более того, тренировать память нужно и в пожилом возрасте, когда развиваются различные формы забывчивости и потери памяти.

 

Вам будет интересно:
Добавить комментарий