Педагогическое общение

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми. Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя. Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

педагогическое общение

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

Рассмотрим пример педагогического подхода, когда ребенок задает один из некорректных вопросов родителям. Дети не дальтоники. К пяти годам большинство детей обнаруживает, что люди могут иметь разные оттенки кожи. Когда малыши задают вопросы о цвете кожи, это означает, что они замечают разницу и хотят знать, имеет ли это значение, а если «да», то какое. Ваша реакция и отношение сформируют у ребенка будущее понимание им роли цвета кожи в жизни людей.

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах. Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов. Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран. Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

перейти наверх

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди. Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным. Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

педагогическое общение

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Еще в то время были введены конкретные предметы, которым должны обучать детей. Лишь со временем школа стала общеобразовательной системой, в которой могли обучаться дети из разных семей, независимо от их достатка. Но с тех времен система не изменилась. Добавлялись и изменялись предметы, а также получаемые знания, но сама система не менялась. Ученикам нужно было дать знания по разным наукам, чтобы можно было продемонстрировать свою образованность. Но сами по себе эти знания были часто ненужными в обычной жизни человека.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем. Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни. Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны. Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой. Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

педагогическое общение

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания. Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости. Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

перейти наверх

Функции педагогического общения

Педагог не только обучает детей новым знаниям, но и выполняет другие функции. Здесь выделяют такие функции педагогического общения:

  1. Обозначающую.
  2. Познавательную.
  3. Эмотивную.
  4. Фасилитативную.
  5. Самоактуализации.
  6. Регулятивную.

Педагог должен не только выдавать информацию, но и вызывать эмоции, побуждать интересоваться ею, понимать и усваивать, а затем еще и применять на практике.

Обучение и воспитание детей занимают главные позиции в жизни их родителей. Каждая мамочка желает, чтобы ее малыш вырос счастливым и организованным человеком, отец же хочет видеть в своем ребенке будущего профессионала экстра-класса. Однако мало кто из родителей задумывается, чему они учат своих детей? Поначалу дети усваивают действительно важные вещи: письмо, чтение, слушание и счет. Но затем родители их начинают отдавать в кружки и различные учебные заведения, которые лишь бесцельно тратят то самое бесценное время ребенка, когда он мог научиться жизненно важным урокам, а не наукам как таковым.

педагогическое общение

Поразмышляйте, вы начинаете обучать своего малыша дошкольного возраста английскому языку. А нужен ли он будет ему во взрослой жизни? Точно знать не возможно, но с учетом современного развития любой области дела английский язык понадобится. Значит, вы правильно делаете, что преподаете его вашему малышу. А теперь задумайтесь, ваш ребенок учится в школе, затем в университете или колледже, получает профессиональное образование, но не работает по нему. Такая ситуация наиболее распространенная, нежели когда взрослый человек работает по специальности, на которую учился. Теперь посчитайте и посудите даже по себе: приблизительно 25% школьных знаний вы используете по жизни. И те вы получили в начальных классах – это чтение, правописание, математика (счет) и слушание. Все остальные знания, начиная со средней школы и далее, вы вообще можете никогда не использовать. Вы же не пользуетесь логарифмами каждый день? А на работе не высказываете знания средневековой истории? Что касается физических или химических формул?

То же самое относится и к университетским, институтским или училищным знаниям. Если вы не работаете по полученной специальности, то знания, которые вы там приобрели, используются не более чем на 15%. Стоит еще обратить внимание на то, что на изучение этих наук уходит огромное количество времени, которое, увы, не вернешь.

Так, чему вы хотите обучить своего ребенка? Хотите ли вы просто дать ему бесполезные знания, которые забудутся сразу же, как он начнет работать, или вы хотите использовать драгоценное время, когда малыш еще способен улавливать любую информацию и крепко запоминать ее, а затем использовать в повседневной взрослой жизни? Только вы, родители, будете в ответе за то, насколько успешным будет ваш ребенок. Если вы ему дадите просто знания, то они ему никак не помогут заработать миллионы, создать благополучную семью и жить счастливо. Если же вы будете осознанно подходить к выбору получаемых знаний вашим ребенком, тогда он сможет легко выстроить свою взрослую жизнь в соответствии со своими желаниями.

педагогическое общение

Если вы хотите не просто «заполнять» малыша ненужными знаниями, тогда проследите за собой: какими познаниями вы сами пользуетесь в настоящее время? Конечно же, программа обучения детей в младшей школе очень полезна. Ваш ребенок научится писать, считать, читать, рисовать, изучит основы всех наук, чтобы быть способным выбрать, какая область ему более всего нравится. Далее задумайтесь о денежном вопросе. Ребенку нужно знать, что такое деньги, как их зарабатывать и сохранять, чтобы стать богатым? А что касается личной жизни: его нужно подготовить к тому, чтобы понимать свою половую принадлежность, ответственность за свою семью, проявление чувств к родным? Как общаться с другими людьми, налаживать с ними контакты и получать для себя определенную прибыль? А что такое домашнее хозяйство: как стирать, убирать, кушать готовить (этому должны учиться не только девочки)?

Задумайтесь, на что вы тратите свое время и детство вашего ребенка. Если ваше чадо будет лишь учиться, как зомби, и получать типичные знания, то он станет таким же заурядным человеком, как и многие другие люди. Но если вы построите свою схему по принципу «С чем сталкивается любой взрослый человек?», то вы сможете обучить своего ребенка тем вопросам и их решениям, с которыми он будет разбираться, когда станет самостоятельным человеком. Обучите своего ребенка не наукам, потому что он в любое время сможет их изучить, а жизненно важным умениям и знаниям, которые помогут ему легко решать любые взрослые проблемы и конфликты в каждой сфере жизни.

перейти наверх

Итог

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

 

 

Вам будет интересно:
Добавить комментарий