Процесс мышления как познавательный процесс

Мышление является психическим процессом сознательного человека. Данный процесс позволяет познавать окружающий мир, понимать его, анализировать, находить новые пути решения или замечать неочевидное. Человек, который мыслит, является более успешным, умным и мудрым, нежели индивид, который не пытается думать. Таким образом мышление является процессом познавательным и развивающим психику человека.

Что значит думать нестандартно? Практически в любых тренингах и семинарах пропагандируется данное понятие, но мало кто из читателей сайта психологической помощи psymedcare.ru понимает, что от них хотят. Что значит «нестандартно»? А что в таком случае «стандартно»?

Ответ на данный вопрос очень прост: под стандартностью понимается привычное, шаблонное, стереотипное мышление. К примеру, вам сказали, что «унывать – это грех», вот вы всю жизнь и ходите, унывая и греша одновременно. Вы думаете, что своим унынием грешите. Так думают многие люди, особенно те, которые верят в Бога. А теперь вопрос: почему унывать грешно? Ведь уныние – такое же естественное состояние, как и болеть или плакать. Порой организм заболевает, а неприятности настолько одолевают человека, что хочется заплакать. Разве это плохо? Разве человек не может поплакать, ведь ему даны слезы? Если плакать – грех, тогда зачем даны слезные железы?

«Унывать – это грех» — это стандартное мышление. Так думают все люди (или многие). Этому учат детей родители и учителя. Этому учит общество. Все, что является общепризнанным, является стандартным.

Но вот вопрос «Почему унывать грешно?» и все последующие рассуждения на данную тему являются нестандартным мышлением. Человек подверг сомнению то, что общество, в котором он живет, безоговорочно верит. Нестандартное мышление – это выход за те рамки, которые предлагает общество. Например, друзья мужчины говорят ему, что «дружба – это все, а женщин много, не нужно зацикливаться на одной» и т. д. Это стандартное, шаблонное мышление, как, к примеру, вариант про то, что «все блондинки тупые». Но вот сам мужчина сидит и думает: «Почему дружба – это все? Рядом с женщиной я могу получить то, что не даст мне ни один из моих друзей. Более того, есть женщины, которые очень хорошие, приятные и любящие. Грех отказываться от любви только потому, что друзьям хочется проводить со мной время и они думают о себе, а не обо мне, не о моем счастье». Это уже нестандартное мышление, как и опровержение изречения про блондинок: «Есть блондинки, которые имеют свое уникальное видение мира. Их порой интересно послушать, как и других людей».

Именно уникальное видение мира является нестандартным мышлением. Следует понимать, что речь здесь не идет о фантастических мечтах, когда человек хочет видеть сирень красного цвета, а не сиреневого. Нестандартное мышление – это выход за рамки предложенного. Более того, нестандартное мышление – это желание увидеть мир в настоящем его проявлении, а не в том свете, в котором его видят многие.

Мир неоднозначный, неоднотонный, непостоянный. К примеру, есть женщины, которые после рождения детей перестают за собой ухаживать, обрастают жиром, а на голове, создается такое ощущение, волосы уже несколько дней не знают, что такое расческа. Но есть женщины, которые, родив даже по три-четыре ребенка, ухаживают за собой, следят за своей фигурой, выглядят всегда красиво и даже сексуально. Более того, есть женщины, которые трудятся больше, чем мужчины, в то время как должны были сидеть со своими детьми дома и нянчить их.

Процесс мышления

Нестандартное мышление – это способность увидеть мир во всем его многообразии, а не только одну его часть. Нестандартное мышление – это видение слона целиком, а не только его хобот или хвост (стандартное мышление). Человек чаще всего сам ограничивает видение мира. Это похоже на то, как если бы вы видели только красный или зеленый цвет. Но ведь есть и другие цвета радуги! Так вот, стандартное мышление – это видение только красного или зеленого цвета, а нестандартное мышление – это видение и других цветов радуги.

Что такое процесс мышления?

Процесс мышления – это деятельность психики, которая подразумевает нахождение новых знаний и путей решения сложных ситуаций. Процесс мышления включает:

  1. Опосредованность.
  2. Опору на знания.
  3. Созерцание живого, но отсутствие сведения к нему.
  4. Взаимодействие между объектами в словесной форме.
  5. Связь между объектами.

Мышление является обобщенным и опосредованным, когда человек выделяет отличительные качества или закономерности. При этом мышление обусловлено той социальной средой, в которой проживает человек. Другими словами, мышление становится стереотипным, шаблонным.

Процесс мышления

Мысля нестандартно, по-своему, даже реалистично, неизбежно сталкиваешься с тем мнением, которое привыкло мыслить шаблонно, стереотипно, однобоко. «Жесткое» мышление не приемлет иного мнения. Поэтому люди, которые привыкли иметь свое мнение, делать свои выводы, смотреть на мир реалистично, трезво, без эмоций, неизбежно сталкиваются с мнением большинства – тех персон, которые не способны принимать инакомыслие.

Речь не идет о том, что шаблонное мышление – это плохо. Никто не судит готовность людей мыслить стереотипно и придерживаться негибких и порой несправедливых идей. В какие-то моменты жизни эти идеи выполняют полезную функцию. Стереотипное мышление работает в тех случаях, когда оно совпадает с реальным положением дел. Но нестандартное мышление начинается тогда, когда человек сталкивается с несовпадением его привычного видения мира с реальностью. И некоторые люди готовы менять свои взгляды, чтобы быть более приспособленными к жизни, которая реальная, а не которой хотелось бы жить людям со стереотипным мышлением.

Многие люди привыкли считать свое мнение единственно правильным. Это следует видеть и понимать: не нужно бороться с другими людьми, которые вас не понимают. Делайте свои выводы и сами руководствуйтесь теми принципами и правилами, которые лично формируете.

Нестандартное мышление всегда противостоит шаблонному. И разница между ними заключается лишь в том, что нестандартное мышление сначала видит реальность и потом делает выводы, выдвигает идеи, а шаблонное мышление сначала создает идеи, перенимает опыт других людей и старается подстроить окружающий мир под свое мировоззрение. Вот почему люди со стереотипным мышлением словно не видят окружающий их мир. И все это потому, что они не хотят видеть его, а желают сделать таким, каким его хочется видеть.

Человек с нестандартным мышлением принимает мир таким, каков он есть. Он гибок, не «жесткий» в своем мировосприятии. Он делает выводы на основе того, что происходит в реальном мире, и старается всегда быть открытым чему-то новому.

Процесс мышления

Шаблонное мышление – ни хорошо и ни плохо. Иногда оно помогает человеку справиться с ситуацией, а иногда просто лишает возможности увидеть реальность такой, какая она есть. И когда встречаются два человека со стереотипным и нестандартным мышлением, всегда происходит противостояние, поскольку один говорит об общих идеях и своих фантазиях, а второй – о реальном мире. Другими словами, люди говорят о разных вещах, обсуждая один и тот же вопрос.

Мышление способно отразить внешний мир вокруг человека. При этом оно всегда включает то, как именно человек воспринимает и интерпретирует увиденное.

перейти наверх

Процесс мышления как психический процесс

Мышление является сложным психическим процессом, которое всегда является:

  1. Опосредованным. Человек не должен контактировать с теми объектами, о которых мыслит. Он их может никогда не видеть и не слышать, но знать об их существовании, представлять и думать.
  2. Ощутимым и восприимчивым. Мышление зависит от того, как ощущает человек окружающий мир. Если он соприкасается с тем объектом, о котором мыслит, тогда процесс обработки информации будет зависеть от того, какие переживания испытал человек при контакте с тем или иным объектом.

Мыслительными процессами становятся такие операции:

  • Сопоставление и обобщение. Сопоставлением является выделение качеств у разных объектов и их сравнение. Обобщение – объединение разных предметов по каким-то общим признакам.
  • Анализ и синтез. Анализ разделяет единое целое на составные части, в то время как синтез объединяет части в единое целое.
  • Сравнение – когда человек сравнивает схожие качества между двумя объектами.
  • Конкретизация и абстракция. Абстракция подразумевает объединение предметов, которые могут не существовать на уровне каких-то главных и выделяющихся признаков. Конкретизация – это выделение признаков у реально существующих предметов.

Почему люди перестали думать и рассуждать, а говорят шаблонными фразами, которые можно прочитать в любой статье или глянцевом журнале? Вы никогда не задавались вопросом, как сделать так, чтобы ваши дети не попали под ту же категорию сверстников, которые просто «прожигают» свою жизнь, полагая, что делают правильно? Это настолько глобальные вопросы, что на них невозможно ответить однозначно. Однако стоит рассмотреть причины такого положения дел: люди все меньше перестают думать и строить своих планов, они все чаще идут туда, куда и все остальные люди идут.

Процесс мышления

Современные методы обучения и законы жизни людей приводят к тому, что принципы мышления становятся забытыми. Человек все меньше думает, рассуждает на те или иные темы. Он все больше использует фразы из телевизионных передач или фильмов, предлагает одни и те же советы, которые пытается применить во всех случаях жизни. Задавая вопрос, например, «Как женщина себя может реализовать?», большинство людей ответит одинаково: «Выйти замуж и родить детей!». Получается, что человек живет в неком закрытом пространстве, не замечая, что за его границами находится еще масса возможностей для интересной жизни. Человек привыкает жить и соглашается продолжать свое существование, несмотря на то, что многие вещи его могут не устраивать.

Из-за того, что человек перестал мыслить разносторонне, учитывая все факторы и причины, провоцирующие появление конкретного события, он совершает массу неверных решений, действий и терпит неудачу. Откуда берет корни явление отсутствия масштабного мышления? Вспомните, как ведет себя ребенок, когда только начинает познавать мир. Он задает вопросы, всем интересуется, получает готовые ответы от родителей либо сам внимательно изучает, наблюдает и рассматривает предмет или явление, которое привлекло его внимание. По мере своего взросления действует все тот же механизм познавания мира. Если человеку становится что-то непонятным, он обращается к тем источникам, которые могут дать ему ответы на его вопросы.

Раньше это происходило так: человек задается вопросом – просматривает множество книг и расспрашивает людей с целью получения ответа – получает массу новой информации, которая относится и не относится к его вопросу – ментальным образом обрабатывается – выводятся результаты, а также возникают новые вопросы по той информации, которая была дана ему параллельно.

Сейчас происходит иначе: человек задается вопросом – находит соответствующую статью, отвечающую конкретно на данный вопрос, не рассматривая при этом другие аспекты явления или предмета – получает готовый ответ на свой вопрос.

По мере того, как человек отвечает на свои вопросы, он не получает большого количества информации, которая затрагивает все аспекты проблемы, а получает готовый вариант того, что ему думать, как относиться и что чувствовать по тому или иному вопросу. То есть не сам человек, а за него кто-то решил, как поступать в той или иной ситуации.

Процесс мышления

Все это приводит к тому, что мыслительные процессы человека атрофируется. Он начинает думать так же, как и все, потому что берет информацию в узконаправленном русле из того же источника, что и все, не пытаясь разобраться в противоречиях и неудачах определенного алгоритма действования. Оттого что человек перестает мыслить, он перестает существовать как личность. Вот почему подростки увлекаются вредными привычками. Они им дают новые ощущения, которые им требуются. И если раньше люди брали заряд эмоций от того, что познавали новую информацию, которая будоражила их мысли, то сейчас научный материал не будоражит умы, а всего лишь дает готовую модель поведения в конкретной ситуации.

Если вы хотите развить свой ум, увеличить свою разносторонность мышления, а также помочь своим детям жить более насыщенной жизнью, научитесь добывать ответы на свои вопросы посредством собственных наблюдений, размышлений, а также чтения книг и первоисточников.

перейти наверх

Мышление как познавательный процесс в итоге

Благодаря своей способности мир видеть, чувствовать, интерпретировать, воспринимать и пропускать различными способами через себя, человек познает его. Мышление становится тем способом познания окружающего мира, который всегда его сопровождает. И многое зависит от того, как именно человек смотрит на мир и его воспринимает, как привык анализировать и прочими способами оперировать полученными знаниями.

Добавить комментарий