Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

Рано или поздно каждый человек становится перед проблемой профессионального самоопределения, которая возникает еще в период обучения. К счастью, существуют различные профтесты, которые помогают учащимся и старшеклассникам хоть немного определиться, в каком направлении им идти. Однако система самоопределения еще недостаточно развита, отчего люди получают образование, которым потом не пользуются, или работают на нелюбимых работах.

Со временем каждый человек становится перед выбором профессии, а также необходимостью зарабатывать себе на проживание. Можно ли помочь человеку в правильном выборе профессии? Можно, но для этого нужно учитывать множество факторов.

Одной из главных ошибок при профессиональном самоопределении сайт психологической помощи psymedcare.ru выделяет не столько неучет личностных характеристик индивида и его внутренних желаний, сколько неправильное отношение к работе.

Хотите полюбить свою работу, чем бы вы ни занимались? Хотели бы вы не бояться работать, устраиваться на работу? Есть ли у вас желание наконец-то найти то место в рабочей сфере, где вы будете чувствовать себя счастливым и реализованным человеком? Если все это про вас, тогда необходимо поработать над одним аспектом вашей личности – вашими убеждениями.

С самого детства многие люди, наблюдая за своими родителями, замечают, как сильно они страдают от своей работы. Родители недовольны своей заработной платой, постоянно ссорятся из-за маленькой зарплаты, устают и приходят нервными после рабочего дня. Возникает естественное отрицательное отношение к работе. Ребенок еще не понимает, что такое работа, он никогда не работал, но у него уже в подсознании закладываются определенные убеждения, которые формируются на основе того, что он видит в жизни своих родителей. И если родители ненавидели свою работу, то и ребенок будет ненавидеть свой труд, когда вырастет и начнет на кого-то работать.

Соответственно, неправильно сформированное убеждение изначально заставляет человека относиться к работе отрицательно. Вы еще не работаете, а уже ненавидите. Вы еще не устроились на работу, а уже рисуете в своем воображения мрачные картинки того, как вам придется рано утром вставать и допоздна работать. Не будем обсуждать график работы и уровень заработной платы, поскольку, по большому счету, вы сами выбираете, где вам работать и сколько сил и времени на свой труд тратить. И если вам не нравится работа, то вы вправе уволиться и найти другую. Но если причина заключается в том, что вы просто ненавидите свою работу, хотя уровень вашей заработной платы и график работы вас устраивают, тогда вам необходимо сменить свой подход к работе.

Профессиональное самоопределение

Какой будет новый подход к работе? Работа – это своего рода сотрудничество, когда объединяются люди ради развития одного и того же дела.

Отвлекитесь, расслабьтесь и увидьте суть вещей. Работа, на которой вы трудитесь, — это организованный кем-то бизнес. Тому, кто сформировал свое дело, необходимы помощники, компаньоны, партнеры, которые будут выполнять ту работу, которую, возможно, он сам не умеет делать или просто не успевает ею заниматься. У основателя бизнеса нет времени или навыков выполнять ту работу, которую он с удовольствием передает тем сотрудникам, которые нанимаются к нему на работу. Соответственно, все подчиненные являются помощниками и партнерами своему начальнику. Вы – не раб, вы – тот человек, который делает ту работу, которую не может или не успевает сделать ваш босс.

Если вы уясните данную идею, то ваше убеждение «работа – это плохо» изменится. Вы не работаете, а помогаете другому человеку развить его дело. За это он вам платит определенную сумму денег, на которую вы сами же и согласились. При этом он вас попросил уделять на труд столько-то времени каждый день.

Вы – не раб и не чернорабочий. Вы – партнер или помощник, который помогает другому человеку развивать его дело. Соответственно, если вы когда-то мечтали о своем деле, но не смогли его организовать, представьте себе, что вы уже занимаетесь развитием своего дела, которое организовал другой человек. Вы уже развиваете бизнес, но только не свой, а чужой. Вы вызвались помочь другому человеку за определенную плату. И самое главное, что требуется от вас, — это самому выбрать, над чьим делом вы будете работать, кому помогать, сколько времени и сил уделять и сколько при этом получать.

Профессиональное самоопределение учащихся

Профессиональным самоопределением учащихся является становление индивида, который формирует правильное отношение к рабочему процессу, а также способен реализовать свой потенциал в трудовых условиях. Несомненно, школьник еще не может работать и пробовать свои силы в различных профессиях. Однако у него уже должны иметься определенные представления о том, какие специальности существуют, что каждая из них под собой подразумевает, а также понимать, в какой профессиональной среде он сможет реализовать свой потенциал.

Профессиональное самоопределение

Каждый ребенок должен иметь представление о том, какие профессии существуют. Желательно в данном процессе не создавать у ребенка определенного отношения к тем или иным специальностям. Как говорится, «все профессии важны». Если не будет дворников и посудомойщиц, то никто за них не выполнит данную работу.

Ребенок должен иметь не просто представление, но и свободу выбора, кем он хочет быть. Конечно, мотивы родителей ясны, когда они хотят, чтобы их дитя занималось исключительно той деятельностью, которая приносит высокий доход. Однако ребенок может быть несчастлив в этой деятельности.

Большие деньги можно заработать, будучи кем угодно. Если человек находится на своем месте, то он сможет заработать себе на жизнь.

перейти наверх

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Старшеклассникам уже нужно иметь общее представление о том, кем они хотят быть и чем заниматься. Это составляет одну из базовых проблем, почему дети, которые не знают, кем хотят быть, затем получают образование, по которому не работают.

Итак, еще в школьном возрасте ребенок в конце своего обучения должен понимать, кем он хочет быть. Профессиональное самоопределение возможно при помощи прохождения специальных тестов, наблюдения за ребенком, соотнесения его качеств с требованиями к специалистам, а также консультации с психологом.

Профессиональное самоопределение

Зачастую старшеклассники не могут дать четкого ответа на вопрос, кем они хотят быть, поэтому им нужна помощь. Невозможность определиться связана с тем, что дети поверхностно знают все нюансы различных специальностей. Они не способны дать четкого ответа на вопрос, кто чем занимается и на что они готовы сами пойти.

Поскольку дети мало разбираются в профессиях, им должны помочь родители. Здесь необходимо соотнести качества характера, наклонности, любимые занятия ребенка с тем, что требуется в той или иной деятельности. Если не ограничивать ребенка «престижностью» отдельных специальностей, тогда он сможет свободно выбрать свой путь.

перейти наверх

Профессиональное самоопределение личности

Первые трудовые функции человек начинает выполнять еще в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте ребенок копирует своих родителей, других взрослых, играя в ролевые игры, когда он выполняет ту или иную профессиональную функцию.

Профессиональное самоопределение

В среднем школьном возрасте у каждого ребенка начинают формироваться свои наклонности. Каждый начинает идти по своему пути, увлекаясь различными занятиями.

В старшем школьном возрасте у каждого ребенка формируется нравственное восприятие той или иной работы. В зависимости от того, что ребенок считает для себя хорошим, престижным, нужным и полезным, он будет увлекаться той или иной профессией. Конечно, в процессе данного становления на профессиональное самоопределение личности влияют родители, школа и установки друзей-ровесников.

После наступления 18 лет ребенок начинает пробовать свои профессиональные навыки. Здесь он зачастую идет работать туда, где его принимают без опыта и навыков работы. На данном этапе он начинает либо развивать свои навыки на той работе, где устроился, либо искать себя, часто сменяя работу одну на другую. Родители должны нормально на это реагировать, поскольку до 25-30 лет нормально заниматься поиском самого себя в трудовой деятельности.

Уже после 30 лет человек зачастую занимается тем, к чему уж привык или где нашел себя, таким образом заниматься этим до самой старости. В редких случаях люди после 40 лет занимаются переобучением и кардинальной сменой деятельности. Если и происходит смена работы, то обычно человек выбирает ту деятельность, которая требует навыков, уже имеющихся у него, хотя бы частично.

перейти наверх

Проблема профессионального самоопределения

Существует множество факторов, которые составляют проблему профессионального самоопределения:

  1. Отсутствие четкого понимания профессиональных обязанностей.
  2. Отсутствие четкого понимания своих качеств, наклонностей и предрасположенности.
  3. Отсутствие вообще каких-либо желаний и заинтересованности деятельностью.

Также следует отметить, что родители забывают о возможности их детей не работать, а создавать свой бизнес. Несомненно, в семье обычных работников складывается мнение, что и дети будут работать «на дядю». Однако нередко именно из семьи обычных работяг получаются отличные бизнесмены.

Одной из популярных тем среди наемных рабочих, желающих зарабатывать много денег, является создание своего бизнеса или устройство на такую работу, где высоко оплачивается труд. Поскольку наемный труд регулируется другими людьми и заработная плата зависит от настроения и желания начальника поделиться своими деньгами с сотрудниками, многие думают о том, что единственный способ жить хорошо и роскошно – это создать собственный бизнес.

Профессиональное самоопределение

Если посмотреть на сформированные бизнесы, то можно заметить, что не любой человек готов и способен развить свое дело. Есть люди, которым лучше работать на «дядю», и те, кто может организовать свое дело. Здесь возникает вопрос: неужели люди, которые будут работать на других, будут всю жизнь несчастными и бедными? Конечно, никто не гарантирует высокой зарплаты, если сам начальник не захочет платить больше. Однако следует развенчать миф о том, что только собственный бизнес приносит ту свободу и те богатства, о которых мечтает человек.

Почему люди бросают работу и пытаются создать свое дело? Они хотят быть свободными. У многих есть представление о том, что бизнес – это путь к свободе и большим деньгам. Никто не отрицает того факта, что свое дело дает больше свободы и может принести больше денег. Но свобода – относительное понятие, а то количество денег, которые вы заработаете, уже будет зависеть от качества работы.

Многие люди бегут от наемного труда лишь потому, что не хотят работать. Насмотревшись фильмов и передач про успешных людей, кажется, будто собственный бизнес – это сидеть, ничего не делать и получать много денег. Если бы это было так, то всех бы научили такому искусному ремеслу. Но лишь бизнесмены скажут, что ничегонеделание в собственном бизнесе приводит к отсутствию какой-либо прибыли.

Человек бежит к свободе от работы или к свободе, чтобы заниматься тем, что ему нравится? Если он бежит от работы, то и собственный бизнес долго существовать не будет. Как работая на себя, так и работая на кого-то, необходимо прилагать усилия. Если человек не желает работать, то ему не имеет смысла покидать наемный труд, поскольку и с собственным делом у него все будет плохо.

Нет задачи — вообще уйти от работы. Есть задача — лучше работать. А как это будет, наемно или свободно, не иметь большого значения. При какой организации жизни человек будет не просто функционирующим, а работающим над развитием? Здесь важна личность и реализованность. В зависимости от того, где он будет чувствовать себя более счастливым и реализованным, каким делом будет с удовольствием заниматься, то и принесет желанную свободу и прибыль.

перейти наверх

Итог

Кем бы ребенок ни работал и какую бы профессию ни выбрал, важно одно – проявлять уважение к своему труду. Многих людей, которые занимают ту или иную должность, можно назвать фриками. Это – люди, которые лишь поверхностно разбираются в той специальности, которой занимаются, не понимая, зачем им учиться и развиваться в ней.

Таким образом, люди открывают рот и уже думают, что умеют петь. Прикоснувшись к шесту, женщины думают, что умеют танцевать на нем. Сев за руль автомобиля, мужчины считают, что являются профессиональными водителями. Но на самом деле люди являются фриками, если они не углубляют свои познания и умения в той области деятельности, которой занимаются.

С таким же успехом можно назвать любую домохозяйку отличным поваром, лишь потому что ей приходится готовить пищу. Но на самом деле домохозяйки не являются поварами высокого класса, поскольку не углубляют свои познания, умения и не развиваются в кулинарных способностях. Уметь готовить 5 блюд – еще не говорит о том, что вы являетесь поваром. А вот быть способным приготовить из некоторого набора продуктов вкусное блюдо, которое, возможно, ранее не готовилось, — это уже искусство.

К профессии необходимо проявлять уважение и интерес. Чтобы быть профессионалом своего дела, необходимо учиться, познавать, тренировать свои навыки и умения. В противном случае лишь поверхностное познание дела выдает непрофессионала, фрика.

Многие люди считают себя способными и умелыми. Но если их попросить что-либо сделать, то можно заметить, что на самом деле они не знают всех тонкостей своего дела. Если человек не может ответить на любой вопрос, касающийся его профессии, если он не знает тонкости своей специальности, значит, он не является профессионалом. Фриков много. В настоящее время есть много людей, которые на самом деле могут выполнять лишь рутинную и стандартную работу в своей должности. И лишь малая часть людей являются профессионалами, которые постоянно обучаются, развиваются и познают все тонкости своего дела. Именно этих профессионалов и ценят работодатели любых фирм.

 

Добавить комментарий