Речевое общение – особенности и этикет

Основным видом контактирования между людьми является речь. Люди могут подавать знаки, демонстрировать жесты и определенную мимику, но для более яркого выражения своих мыслей была придумана речь. Она отличает человека от животного мира. Она является придуманным средством контакта между людьми. В ней выделяют виды, особенности, культуру и этикет, которые будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Речевое общение – особенности и этикет

Речь – это сложенные воедино звуки, которые составляют слова, а они уже несут определенные значения. У каждого слова есть свое значение, которое можно представить себе, не наблюдая предмет или явление в окружающей реальности. У некоторых слов имеется даже несколько значений, что можно определить по тому, в каком контексте они употребляются и с какой интонацией произносятся.

Обычно достаточно изучить язык определенного народа, чтобы быть способными не только передавать информацию, но и получать ее на устном уровне. Однако порой речь включает менталитет, мораль и законы народа, которые понятны только тому, кто живет в них длительное время или всю жизнь.

Что такое речевое общение?

Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.

Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).

Речевое общение – особенности и этикет

Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.

Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.

  • Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
  • Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
  • Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
  • Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
  • Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.
  • Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.
перейти наверх

Этикет речевого общения

В каждом языке существует свой этикет – это набор правил и норм, которые позволяют проявлять вежливость, тактичность, эмпатию и понимание. Обычно этикет приветствуется в деловой и рабочей среде, а также в определенных кругах. Если человек желает, чтобы окружающие его воспринимали положительно, ему нужно придерживать правил этикета – использовать такие слова и выражения, которые позволяют проявить симпатию или уважение.

  1. Тактичность – это стремление человека через слова продемонстрировать свое желание сотрудничать, избегать неуместных тем и не огорчать собеседника, даже если известна информация, которая обязательно приведет к негативным последствиям. У каждого народа существуют свои правила этикета, что делает их отличными. В ходе эволюции каждый народ выработал свои этические нормы, которые приветствуются в речи каждого, кто живет в данной стране или использует язык данного государства.
  2. Предупредительность – это способность индивида предвидеть возможные последствия его слов. Соответственно, он использует лишь те выражения, которые приведут его к желаемому результату.
  3. Терпимость – это спокойное отношение человека к словам и выражениям собеседника, которые могут не нравиться или не согласовываться с его мнением. Уважение необходимо проявлять ко всем людям, что позволит избежать агрессивных форм обще
  4. Доброжелательность – это положительное отношение к людям, к их словам, мыслям, способам общения и пр.

Когда люди ссорятся, обычно они прибегают к методу «Говорить слова, которые причиняют боль». Будучи долгое время знакомыми, люди знают, что они могут сказать, чтобы вызвать слезы и душевно ранить другого человека. Для чего это делается?

Речевое общение – особенности и этикет

Люди говорят слова, которые причиняют боль, зачастую по прямому назначению – чтобы причинить боль. У них болит душа, они злы или обижены, поэтому хотят вызвать подобные ощущения и у собеседников. Так как они знают, что вам неприятно слышать, говорят именно то, что вас ранит. В эти моменты они не контролируют свой разговор, поскольку находятся в таком состоянии, когда им не боязно говорить то, что в итоге может причинить им еще большую боль (например, если вы расстанетесь или перестанете общаться с ними после этого разговора).

Довольно редко причиной того, что люди говорят слова, которые причиняют боль, является желание показать вам, как можно ранить словами. Пребывая под действием злобы или обиды, человек хочет как бы наказать или отомстить вам за то, что вы сделали до этого с ним. И он хочет показать, как это неприятно, когда вам говорят слова, которые причиняют боль. Именно в эти моменты говорится абсолютная ложь, поскольку преследуется цель причинить вам боль, а не рассказать чистую правду. Поэтому многое из того, что вы можете услышать, является обманом, который направлен лишь на ваше наказание и причинение боли.

Можно ли доверять человеку, который готов соглашаться со всем, лишь бы достичь желаемого? Представьте себе человека, который говорит вам слова, которые вы хотите слышать, согласен делать для вас все, что вы пожелаете. Но есть одно «но»: в ответ он что-то попросит от вас, захочет, чтобы вы воплотили те цели, к которым стремится он. Можно ли доверять человеку, который готов быть хорошим лишь до тех пор, пока не получит желаемое? Ведь как только он достигнет цели, у него исчезнет мотив для того, чтобы делать то, что он ранее делал.

Стоит ли доверять человеку, чьи слова лишь соответствуют вашим ожиданиям? Вам говорят то, что вы хотите слышать. Откуда вы можете знать, что вас не обманывают, лишь бы получить свое? Ведь, если вам говорят те слова, которые вы хотите слышать, значит, что-то из этого является ложью, поскольку нет людей, которые абсолютно одинаково думают. Всегда есть темы, которые не разделяются теми людьми, которые в чем-то другом сходятся во мнениях. Отсюда выходит, что если с вами во всем соглашаются, то делают это не потому, что на самом деле думают так же, как и вы, а для того, чтобы в дальнейшем у вас попросить нечто для реализации своих целей.

Говорить слова, которые вы хотите слышать, — это своего рода стремление вас задобрить, «подлизаться» к вам. Вас хотят к себе расположить, чтобы потом требовать свое. Так, стоит ли верить такому человеку, который готов пойти на все, лишь бы потом полноправно требовать что-то для воплощения своих целей?

С одной стороны, этикет в речи – это обман, когда человек пытается казаться быть таким, каким его хотят видеть. С другой стороны, в интеллигентных кругах, где людям некогда выяснять отношения и устанавливать контакты между собой, им легче прибегнуть к позволительной форме общения – этикету.

перейти наверх

Виды речевого общения

Главным средством речевого общения являются слова. У каждого слова есть свое значение, порой не одно. Если человек желает контактировать с людьми определенной культурной среды, ему необходимо изучить их речь. Порой внутри одного народа существуют разные субкультуры, которые формируют свою уникальную речь, которая использует государственную речь, но в измененном формате.

Речевое общение – особенности и этикет

Все люди обладают речью, если растут в культурной и общественной среде. Абсолютно все люди с детства обучаются словам, их составлению и выражению через них своих мыслей. Это и становится самым удобным и быстрым способом контактирования и достижения своих целей.

Известны два вида речевого общения – устная и письменная. Устная речь предполагает использование речевого аппарата и слуха. Письменная речь представляет собой передачу слов на бумаге, которую затем прочитает адресат.

Другими видами речевого общения являются:

  1. Когнитивное (познавательное) – передача информации, знаний.
  2. Эмоциональное (кондиционное) – передача через слова своих эмоций и переживаний с целью вызова подобных ощущений у собеседника.
  3. Деятельное – обмен навыками и информацией с целью формирования общей деятельности.
  4. Мотивационное – обмен планами, идеями, желаниями или задачами с целью вызова внутренних желаний у собеседника.
  5. Материальное – обмен продуктами деятельности.
  6. Контакт масок – когда люди просто на формальном уровне сотрудничают.
  7. Светское — общение на темы, на которые положено общаться, а не на те, на которые хочется.
  8. Формально-ролевое – общение людей с учетом их социального статуса и разницы между ними.
  9. 9 Деловое – обмен информацией и данными на определенную тему с целью достижения определенных целей или сотрудничества.
  10. Межличностное (интимно-личностное) – когда люди общаются, потому что интересны друг другу, желают быть вместе. Здесь люди раскрывают себя и познают друг друга.
перейти наверх

Особенности речевого общения

Речь говорящего включает множество факторов. Что он будет говорить, с какой интонацией и отношением, зависит от его внутренних мотивов, желаний, эмоционального состояния и позиции к собеседнику. Несмотря на то, что люди пользуются одной речью, их поведение при этом отличается в каждой ситуации. Многое зависит от человека лично, а точнее от его внутреннего состояния и воспитания.

перейти наверх

Итог

Речевое общение является самым простым и быстрым способом передачи нужной информации. С детства человек изучает ту речь, которая бытует в его семье и социуме. Однако в процессе жизни можно изучить язык других народов, что расширит круг знакомств и общения.

 

Добавить комментарий