Открыть меню

Самооценка подростка

Самооценка начинает свое формирование еще в детском возрасте, когда ребенок начинает слышать в свой адрес хвалебные или порицающие отзывы со стороны родителей. Однако наступает такой момент, когда родители не имеют абсолютного влияния на самооценку ребенка. Происходит это в подростковом возрасте. Часто самооценка подростка является заниженной. Это является проблемой не только самого ребенка, но и его родителей, которые в свое время не помогли ему сформировать адекватную самооценку. Как повысить подростку свою самооценку, расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

Самооценка подростка

Самооценка – это взгляд человека на самого себя. Как человек сам себя оценивает? Что он думает по поводу тех или иных качеств? Как оценивает собственное поведение? Все это входит в самооценку, которая оценивает личность подростка в целом. Но кто влияет на нее? Подросток еще не является способным единолично влиять на мнение о самом себе. На его самооценку влияют несколько факторов:

  1. Родители.
  2. Друзья и другие ровесники.
  3. Обучаемость в школе.
  4. Физиологические данные, то есть внешность.
  5. Способности, таланты или успехи.
  6. Учителя в последнюю очередь.

Родители все еще могут влиять на самооценку своего ребенка даже в подростковом возрасте. Однако данное влияние с каждым годом становится все меньше. Подросток все больше отдаляется от родителей, поскольку ему интересны его друзья, враги, представители противоположного пола и жизнь в целом. Вот почему в основном на самооценку подростка влияют его друзья, а также те люди, к которым он испытывает симпатию.

Отдельное внимание следует уделить таким аспектам, как представители противоположного пола и СМИ:

  • Представители противоположного пола влияют на самооценку подростка лишь в том случае, если он желает им нравиться. Если мальчику нравится девочка, то он будет принимать близко к сердцу ее слова, особенно если она не отвечает ему взаимностью.
  • СМИ влияют на самооценку подростка в таких аспектах, как: каким нужно быть человеком, что показывает взрослого человека, какая внешность приветствуется в обществе и пр.? Часто подростки являются недовольны своими внешними данными, что очень сильно сказывается на самооценке. Это происходит не только потому, что сам подросток понимает несовершенство своего тела, но и потому, что ровесники тоже подтверждают его некрасивый внешний вид.

Что такое самооценка подростка?

Подросток обычно не способен адекватно воспринимать самого себя и окружающий мир. Многое проходит через призму эмоционального настроя. Другими словами, внешняя среда, которая оказывает большое влияние на самооценку подростка, может быть воспринята неадекватно, что и скажется на самомнении ребенка. Что такое самооценка подростка? Это способность индивида оценивать самого себя, осознавать свою личность, относить свои проявления, поведение и качества характера к положительным или отрицательным характеристикам.

Самооценка подростка

Подросток обычно формирует свою самооценку через призму того, что о нем говорят другие люди. В частности его интересует мнение ровесников, друзей, представителей противоположного пола, которым он желает нравиться, и авторитетов. Остальные источники критики или похвалы могут оказывать лишь косвенное влияние.

Самооценка подростка влияет на его самоощущение, успешность, поведение и способы взаимодействия с другими людьми. К примеру, если подросток будет считать себя никчемным человеком, он никогда не будет проявлять инициативы в знакомстве и общении с другими людьми, показывать себя с лучшей стороны, демонстрировать личные сильные качества и пр.

В зависимости от того, какой самооценкой подросток обладает, таких друзей он себе находит и таким образом ведет себя в коллективе людей. Более того, оценки окружающих людей и взаимодействие с ними сказывается на том, какой самооценкой начинает обладать подросток. Другими словами, самооценка влияет на поведение и ощущения подростка, который начинает общаться и взаимодействовать с людьми так, чтобы они еще раз подтвердили ему то, каким человеком он является. Это замкнутый круг, который возможно разорвать, если подросток поймет происходящее либо ему в этом помогут.

Таким образом, самооценка подростка является:

  1. Неустойчивой.
  2. Ситуативной.
  3. Подверженной воздействию внешней среды.

Как повысить самооценку подростку?

Низкая самооценка является часто встречающейся характеристикой среди подростков. Проблема заключается в том, что низкая самооценка приводит подростка к депрессивному состоянию. Как уже говорилось выше, подросток с низкой самооценкой начинает действовать с другими людьми так, чтобы они своими реакциями показывали, что он действительно является плохим, никчемным, глупым и т. д.

Способность к оцениванию своей личности развивается в 8 лет. На формирование самооценки ребенка в таком возрасте влияют:

  • Школьная успеваемость и поведение, которые становятся важными для родителей и учителей.
  • Внешность, социальная принятие и способности, которые влияют на то, как ребенка оценивают его ровесники.

Таким образом, на самооценку подростка, начиная с 8-летнего возраста, влияют его родители и ровесники. Поддержка, принятие, понимание и уважение (любовь) со стороны родителей и друзей влияют на повышение самооценки подростка. Родителям следует быть внимательными и уважающими своего ребенка, отмечать его положительные стороны, хвалить в нужный момент и поддерживать. Если подвергать ребенка только критике, жестокому воспитанию, запретам и прочим негативным способам поведения, тогда у ребенка разовьется низкая самооценка.

Самооценка подростка

Поскольку повлиять на мнение друзей и ровесников не получится, остается только семейный фактор, который позволит обучить ребенка адекватно себя воспринимать и оценивать. Все начинается с семьи. Именно родители могут повлиять на то, как ребенок будет себя воспринимать, реагировать на слова окружающих, во что верить и пр. Таким образом, приложить усилия должны родители и подросток:

  • Подбадривать и хвалить за успехи.
  • Учить ребенка принимать комплименты и отвечать на них «спасибо».
  • Обучить ребенка положительным аффирмациям, когда он будет сам себя подбадривать в сложной ситуации.
  • Прекратить ребенка сравнивать с другими детьми, соответственно, переобучать ребенка, если вдруг он сам себя с кем-то сравнивает.
  • Всегда оставаться позитивными при общении с ребенком.
  • Показывать, что нет никакой пользы от самоедства и самокритики.
  • Всегда быть готовы поговорить с ребенком, выслушать его и понять, поддержать. Общение должно происходить на темы, которые интересуют ребенка, а не родителей.
  • Поддерживать ребенка в его увлечениях, какими бы они ни были. Счастливый ребенок никогда не будет заниматься вредительством.
  • Покупать гаджеты, одежду и прочие атрибуты, которые сейчас считаются модными и важными в оценивании друг друга между подростками. Во времена родителей оценивались дети по одним качествам, а теперь их ребенок сталкивается с тем, что его ровесники должны обладать определенными вещами, чтобы их оценивали высоко.
  • Обучать ребенка не опираться на мнение других людей в оценивании самого себя. Обучать его принимать себя таким, какой он есть.

Следует не только на словах обучать ребенка правильному поведению и настрою, но и самим относиться к ребенку с уважением, положительно, доброжелательно. Именно с родителями ребенок впервые отрабатывает свои навыки правильного поведения в ситуациях, когда возможна критика или похвала.

Адекватная самооценка подростка

Самооценка человека любого возраста влияет на то, как он выглядит, как себя ведет, с какими людьми общается, на что направляет свои силы, насколько уверен в собственной способности достичь целей и пр. Таким образом, очень важно развивать в подростке адекватную самооценку – когда он принимает себя целиком, осознает свои положительные стороны и не критикует, не акцентирует большого внимания на недостатках.

Самооценка подростка

Адекватная самооценка подростка будет влиять на то, что ребенок будет учиться и получать удовлетворительные отметки. По тем предметам, которые ему нравятся,  он будет получать отличные отметки, по остальным может получать удовлетворительные оценки.

Также адекватная самооценка скажется на внешнем виде подростка, который будет объективно оценивать свою внешность. Если у него будут изъяны, которые не приветствуются в его кругу друзей, тогда он будет стараться их исправить. Но будет делать это гуманными способами.

Адекватная самооценка позволяет ребенку находить себе друзей, так называемых, положительных. Каждый родитель хотел бы, чтобы друзья у его ребенка были добрыми, уважающими, честными и порядочными. Именно таких друзей выбирает ребенок, если обладает адекватной самооценкой. В противном случае, при низкой или высокой самооценке, друзья у подростка появляются не совсем хорошие, приятные, порой из плохой компании.

Подростковый возраст является очень значимым для любого ребенка. Дело в том, что это возраст, когда ребенок обучается жить самостоятельно от родителей, активно контактировать с окружающим миром, решать возникающие проблемы, то есть становится взрослым. Данный период проходит долго, и на поведение ребенка, его решения и результаты влияет самооценка, которая подтверждается теми событиями, к которым в итоге ребенок приходит.

Самооценка личности подростка

Самооценка у подростка формируется с детского возраста и не прекращает свои трансформации вплоть до взрослого. Подросток становится тем, через что он прошел, какие ситуации с ним случались, какое воспитание на него воздействовало и в каких условиях он проживал. Таким образом, потенциал ребенка может быть занижен, завышен или обнаружен, что зависит от условий жизни и окружающих людей.

Самооценка подростка

Нормальная самооценка формируется в среде, где есть и похвала, и конструктивная критика практически в равной степени. Поскольку ребенок не всегда находится под влиянием своих родителей, мама и папа должны поощрять в нем индивидуальность и попытки решить жизненные проблемы.

В подростковом возрасте ребенок уже больше поддается влиянию своих сверстников, которые рассказывают ему или показывают, каким человеком он является. Адекватная реакция подростка на любые неудачи позволит ему найти верное решение проблемы. В противном случае ситуации будут только усугубляться, если ребенок не сможет понять, почему он не может нормально контактировать с другими детьми и что для этого нужно сделать.

Итог

Самооценка ребенка начинает формироваться родителями. Их поддержка и постоянное взаимодействие с ними поможет и в подростковом возрасте, когда ребенок начнет обращать внимание на мнение своих ровесников. Самооценка из подросткового возраста в итоге может стать окончательным вариантом того, что сам о себе будет думать человек уже во взрослом возрасте.

 

Другие записи журнала

© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru

Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Adblock
detector