Человек привык к условностям. С самого детства он слышит о том, что нужно что-то одно, чтобы было нечто другое. Однако философия изучает феномен причинно-следственных связей, где рассматривается вопрос, всегда ли нужны причины для наступления определенных последствий. Это позволяет сформировать два понятия — детерминизм и индетерминизм, которые являются антонимами друг другу и противоречащими одновременно.
Откуда берется понимание, что все в этом мире предопределено? Это все исходит от взрослых людей, которые постоянно указывают на эти причинно-следственные связи:
Многие условности и причинно-следственные связи формируют взрослые люди перед маленьким ребенком. Зачастую это все направлено на возможность им манипулировать и управлять. Хотя философы утверждают, что не все подчинено строгим законам и правилам.
К примеру:
На многие вопросы человек пока не получил ответы. Например, наличие мистики и сверхъестественного указывает на то, что люди пока не знают всего, что происходит в мире. У всего есть причины, поэтому люди пытаются найти научное обоснование всему мистическому и сверхъестественному. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru говорят о том, что иногда события происходят просто так.
Индетерминизм как понятие предполагает под собой необъяснимую природу происходящего. Не всегда всему есть причина. Иногда просто что-то происходит, не имея на то оснований. Те, кто верят в Бога, говорят о божественной природе происхождения (что также уже теряет свою индетерминистическую основу). Когда человек не может найти объяснений, тогда речь заходит именно об индетерминизме.
Многие науки направлены на то, чтобы выявить причины происходящих явлений. Все остальное пока относится к мистическим проявлениям. В физике есть такое понятие, как теория вероятности, когда нечто происходит просто так. Обстоятельства и мелочи сложились, что привело к необъяснимому, что считается необычным и непривычным.
Можно подобрать синонимы к понятию индетерминизм: необычное, непривычное, необъяснимое, мистическое, непонятное, новое и т. д. Противоположностью индетерминизма является детерминизм, который рассматривает происходящие явления в причинно-следственной связи. Его синонимами являются обычное, привычное, понятное, знакомое, изученное и т. д.
Полезными станут такие мировоззрения философов, которые рассматривают явления с позиции различных причин. У одного явления может быть множество причин проявления. Неудивительно, если на сегодняшний день эти причины являются не единственными. К примеру, развитие слабоумия у детей может быть следствием:
Возможно, эти причины являются не единственными. А те, которые уже выявлены, являются не окончательным списком.
Всегда ли нужна причина для чего-либо? Поскольку человек привык к условностям и логичному развитию событий, он однозначно ответит: «Да, причины всегда нужны». Приверженцы индетерминизма призывают к освобождению от навязанных условностей.
«Я буду любить только такого», «Я буду счастлив лишь тогда, когда…», «Я сама себе буду нравиться, когда…», «Если он сделает это, тогда я обращу на него свое внимание», «Нужно быть богатым и успешным, иначе…» и т. д. Все это условности и границы, которые создают некие рамки, в каком случае человек будет любить, чувствовать себя красивым, счастливым, богатым и т. д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек. Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты.
Не ставьте сами для себя границы. Будьте готовы и к хорошему, и к плохому. Чувствуйте себя сейчас такими, какими хотите чувствовать, а не тогда, когда выполнятся какие-то условия. Не замыкайте себя, не ограничивайте, не закомплексовывайте. Будьте уже такими, какими хотите быть, даже если пока не выполнились все те условия, которые вы всегда ставили как показатели того, когда можно быть и чувствовать себя успешными и реализованными. Уже живите так, как вы хотите жить. Учитесь жить в соответствии со своими желаниями, независимо от благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, которые с вами случаются сейчас.
Уберите все условности и границы. Пока вы их выстраиваете, то сами же лишаете себя тех ощущений и счастья, которое хотели бы иметь. Для счастья вам нужно всего лишь быть живым. Это условие имеется. Так, почему вы несчастливы? Ах, какое-то ваше условие не выполнилось. Таким образом, уберите его и позвольте себе быть счастливыми независимо от того, соблюдается оно или нет.
Уберите границы и условности и живите так, как сами того хотите. Иначе продолжайте жить в постоянных ограничениях, выставляя себе условия, которые обязательно нужно выполнить, чтобы наконец-то жить так, как вам хочется.
Противоположностью индетерминизма является детерминизм. Синонимом является агностицизм, который также придерживается мнения, что невозможно до конца познать суть какого-то предмета, явления или человека, исходя из тех причин, которые имеются. Порой сущность просто является такой, какой есть, что невозможно изучить.
Философия предшествует многим наукам, поскольку человек всегда старался что-либо объяснить, понять, упорядочить. Индетерминизм появляется не сразу в истории философии. Однако наибольшую популярность он получает в буржуазные времена, когда люди высмеивали различные материалистические объяснения. Веру в Бога можно также назвать своеобразным направлением индетерминизма, поскольку с объективной точки зрения никакого объяснения не дается, хотя люди все поясняют божественной силой и волей.
Индетерминизм является направлением в философии, которое исключает какую-либо причинность и закономерность явлений.
Поскольку человеку всегда становится легче, когда он находит объяснения, то данное направление кажется ему неприемлемым. Наука должна объяснять все происходящие явления. А если что-то необъяснимо, тогда оно относится к категории мистического или уникального, неповторимого, отвергаемого.
Так, человек всегда хотел объяснить историю развития событий, особенно в течение большого промежутка времени. Историки могут установить причинно-следственные связи. Однако сама история может указывать на то, что все, что лежит на поверхности, не всегда означает единственную причину происходящего. Многие явления и события происходили по непонятным причинам. Это поясняется тем, что люди на самом деле не знают, что стало причиной, либо причины не было вообще, а случилось то, что случилось.
Два главных направления в философии являются индетерминизм и детерминизм. Они являются противоположными и порой взаимоисключающими. Люди всегда пытались понять взаимовлияние явлений друг на друга, отчего и возникли подобные понятия.
Касательно человека, то эти явления непосредственно сталкиваются с такими проявлениями:
Согласно индетерминизму, у человека есть всегда выбор. Он обладает свободой, о которой может и не знать по причине своих зависимостей или правил. При этом человек всегда несет ответственность за все, что с ним происходит. Никто за него ее взять на себя не может.
Детерминизм ограничивает свободу человека правилами, рамками, законами и пр. В такой ситуации у человека просто не остается выбора. Он волен выбирать среди представленных вариантов, а не среди всех имеющихся. Как он может за что-либо отвечать? Если человек лишен свободы и не выбирает, и лишь живет предложенными вариантами, тогда он не может взять на себя ответственность.
Таким образом:
Эти два направления используют два главных понятия:
Таким образом, детерминизм устанавливает связь между причиной и следствием. Они находятся в закономерной связке, которая не может разрываться. Индетерминизм рассматривает данные понятия как отдельные явления, которые могут не участвовать друг в друге, не иметь никакой связи.
Обязательно ли детерминизм противостоит индетерминизму? Хоть эти направления занимают прямо противоположные позиции, можно в некоторых ситуациях отмечать их сочетание. Есть явления, которые имеют причины своего происхождения. Человек о них знает либо прикладывает усилия, чтобы познать. Есть явления, которые не имеют причинную основу. Сколько бы человек ни познавал и ни изучал, причины остаются неуловимыми (возможно, их просто нет).
Эти две категории явлений не мешают существовать друг другу. Мир остается целостным и гармоничным, несмотря на то, что в нем есть явления, которые можно объяснить, и факторы, которые остаются необъяснимыми.
Каждый человек рождается без знаний, условностей и определений. Лишь по мере жизни он узнает от взрослых, что необходимы какие-то причины для получения тех последствий, которые ему нужны. В итоге он начинает задавать вполне логичные (детерминированные) вопросы:
И поскольку у всего есть причины, ребенок хочет их прояснить для себя. Однако философы указывают на то, что существуют явления, которые невозможно объяснить. Если родитель не может ответить на вопрос ребенка, это возмущает малыша: «Как так? У всего есть причины, а мне о них не рассказывают».
Возмущение является естественным, поскольку даже взрослый человек всегда ищет причины для того, чтобы жить, быть счастливым, ходить на работу, быть здоровым и т. д. А ведь у многих этих явлений нет причины. Человек просто живет и сталкивается с тем, что происходит, без каких-либо веских причин.
Другие записи журнала© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru
Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.