Речь человека является приобретенным навыком, который развивается путем постоянных тренировок и жизненных ситуаций. Общение людей происходит во всех уровнях жизни. Начинается развитие с самого рождения. Уже в дошкольном возрасте дети должны обладать определенным уровнем коммуникативной компетентности, что определяется также тем, на каком уровне общаются сами педагоги.
Сайт психологической помощи psymedcare.ru под педагогами, которые развивают речь последующего поколения, понимает не только воспитателей и учителей, которые работают с детьми, но и родителей, которые являются самыми главными гуру для своих чад. Нередко речь становится похожей на манеру общения самих родителей. Вот почему достаточно важно, чтобы родители сами следили за своим сленгом и выражениями, которые произносят в присутствии своих детей.
Коммуникативная компетентность подразумевает множество составляющих. Это и умение говорить, и способность ориентироваться в темах, и адаптация к ситуации. Таким образом, человек должен уметь не только общаться с окружающими, владеть речью, которую все понимают, понимать значение слов, которые произносит, но и правильно использовать свои умения и знания, согласно ситуации и кругу тех людей, в котором он находится.
К примеру, если дома можно говорить свободно, используя матерную речь, то на работе уже предполагается использование исключительно делового языка, который регламентируется.
Следует не забывать, что речь – это не только понимание и воспроизведение слов, но и передача информации, выражение своего внутреннего «Я», игра определенной роли в отношении оппонента, позиционирование себя и пр. Таким образом, интонацией, словами, постановкой предложений и прочими формами человек меняется, ставит себя в определенные позиции, выражает отношение к окружающим и даже защищается.
Если раньше люди контактировали на уровне звуков и жестов, то современный человек должен уметь использовать слова, которые были специально придуманы для более легкой передачи своих идей и мыслей. Если раньше люди защищались при помощи кулаков и палок, то современный человек может безнаказанно защищать себя при помощи слов. И все это входит в коммуникативную компетентность, разработкой которой начинают заниматься с ранних лет жизни каждого человека.
Под коммуникативной компетентностью понимается использование всех ресурсов речевой деятельности, чтобы установить успешный контакт с другой личностью. Здесь человек должен обладать не только знаниями языка и умениями произносить слова, но и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации, которые дополняют все сказанное человеком.
Порой под коммуникативной компетентностью понимается еще и умение создавать определенные отношения с собеседником:
Следует понимать, что процесс коммуникации не является статичным процессом. По мере общения человек постоянно должен включать сознательный подход, чтобы контролировать свои эмоции, понимать поступающую информацию, выбирать, как на нее реагировать, а также подбирать слова, которые наиболее ярко и точно позволят выразить свое мнение. Общение в течение определенного времени постоянно меняется, что также зависит от настроения самих оппонентов.
Коммуникативная компетентность развивается все время. Нет определенного периода, когда человека занимается ее развитием, а затем прекращает это делать. На протяжении всей своей жизни человек вступает в контакт с окружающими, в результате чего набирается опыта, знаний, навыков, перенимает чьи-то особенности и привычки. Несомненно, в начале своей жизни развитием коммуникации занимаются родители и учителя, а затем ребенок начинает читать, смотреть различные художественные передачи и фильмы, сталкиваться с другими детьми, отчего его речь становится более разносторонней и разнообразной.
Коммуникативная компетентность на высшем уровне требуется от родителей и прочих учителей, которые занимаются развитием навыков общения у детей. В первую очередь они показывают, как нужно общаться с окружающими, что зависит от того, как они сами общаются с другими людьми.
Невозможно одним словом передать, что является коммуникативной компетентностью. Однако в ней выделяют три большие составляющие:
Чтобы развить коммуникативную компетентность, человек должен развить в себе конкретные:
Процесс общения рассматривается не только как выражение слов и обмен информацией, но и как деятельность между субъектами, которые начинают что-то узнавать, воздействовать друг на друга, менять свое мнение, планировать и выстраивать какие-то мысли. Другими словами, люди не действуют, однако в своей голове они уже организовывают деятельность, которую теперь остается реализовать на практике.
Следует понимать, что процесс коммуникации в целом влияет на то, в каком настроении человек из него выйдет и какие поступки начнет совершать. Вот почему так важно не только обучать детей навыкам общения, но и показывать влияние слов на происходящие в дальнейшем события.
Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал. Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться.
Коммуникативная компетентность человека включает:
Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями. Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.
В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.
Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?
Каждый взрослый человек должен понимать, что коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста неразвита так, какой она является уже у зрелых людей. Здесь следует использовать те способы передачи знаний и обучения, которые воспринимаются ребенком.
В процессе обучения должны поощряться спонтанность и творчество. Ребенок через игровую деятельность воспринимает то, что ему преподносят педагоги. Также ребенок должен иметь возможность свободно выражать свои эмоции, которые возникают в процессе обучения.
После любого обучения должна наступать практика. Вот почему ребенок должен активно контактировать с другими детьми, с которыми он будет отрабатывать свои первые навыки коммуникации. Уже по мере взросления ребенок будет общаться с другими взрослыми, которые тоже будут показывать, как нужно себя вести во время общения.
У каждого ребенка развивается своя модель коммуникативной компетентности, что зависит от:
Чтобы процесс обучения речи проходил максимально эффективно, необходимо ребенка:
Коммуникативная компетентность – это навыки отдельного человека, которые он использует во время контактов с другими людьми. Поскольку речь является самым быстрым и доступным способом взаимодействия, то его следует развивать в совершенстве в каждом человеке, поскольку все люди тянутся к общению и общей деятельности. И чтобы не возникало проблем в итоге, нужно уметь находить выходы в любой коммуникативной ситуации. Этому обучаются даже взрослые люди, посещая различные тренинги.
Другие записи журнала© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru
Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.