Одной из характеристик личности является оценивание. Чтобы понять, насколько полезной или неприятной является то или иное явление, человеку нужно оценивать. Оценивание происходит не только окружающего мира, но и самого себя. Человек способен оценивать свои качества, мысли, мотивы, поступки и прочие деяния, в том числе и результаты, которых он в итоге достигает. Самооценка становится очень важной характеристикой, которая бывает различных видов. Ее можно развивать и поднимать в случае необходимости после адекватной диагностики.
Самооценка становится важной характеристикой, на которую человек должен обращать внимание. Дело в том, что самооценка влияет на саму личность. В зависимости от оценивания самого себя, человек выглядит определенным образом, думает по-особенному, совершает те, а не иные поступки, позволяет или запрещает себе достигать определенных результатов, обдумывает конкретные мысли, реагирует и эмоционирует особенным образом и т. д. Можно сказать, что самооценка влияет на самого человека, его поведение, достижения, образ жизни и судьбу в целом.
В зависимости от уровня самооценки, человек живет определенным образом. Можно утверждать, что один человек способен прожить разные жизни, что полностью зависит от его самооценки.
Самооценка – это феномен психики, когда человек придает себе определенный уровень ценности и значимости. У самооценки есть три функции:
Очевидно, что степень самооценки влияет на то, как человек начинает относиться к себе, контактировать с окружающим миром и позволять окружающему миру влиять на него. Обычно на самооценку личности влияют окружающие люди, которые высказывают свое мнение, проявляют определенное поведение в отношении индивида. Если человек зависим от окружающего мнения, тогда его самооценка будет нестабильной. Как можно сохранять стабильность, когда люди будут выражать разное мнение?
Однако самооценка обращает внимание читателя сайта психологической помощи psymedcare.ru на то, что оценивание происходит лично человеком. Если не обращать внимания на окружающее мнение, тогда что вы сами о себе будете думать, как себя начнете оценивать? Самооценка – это личное мнение человека о самом себе, если только он не будет базировать его на точках зрения окружающих людей.
Самооценка имеет огромное влияние на жизнь человека. Формируется она в раннем возрасте. Может оставаться стабильной, а может меняться со временем. От нее зависит успешность или неуспешность индивида, его развитие и достигнутые цели. То, как живет человек и что себе позволяет, зависит от его самооценки.
Самооценка – это личное оценивание собственных дефектов и положительных качеств, действий и результатов, социальной роли и значимости в обществе. Отсюда выделяют следующие виды самооценки:
В зависимости от оценивания самого себя человеком, он тем или иным образом реагирует на самого себя и любые проявления, которые от него исходят. Самооценка влияет на то, как именно человек будет реагировать и оценивать собственные проявления, которые в свою очередь другими людьми могут оцениваться совсем иначе. Отклонения в ту или иную сторону считаются негативно влияющими на развитие личности. Речь идет о завышенной и заниженной самооценке.
При низкой самооценке человек будет всегда не уверен в себе. Он лучше себя остановит, нежели будет действовать. Противоположным образом действует индивид при завышенной самооценке, который считает себя всегда и во всем правым.
Завышенная самооценка толкает индивида думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Завышенная самооценка превозносит человека, который считает себя лучше остальных. Он пытается это доказать окружающим, что только раздражает. Поскольку люди не согласны с тем, что человек лучше них и он совершенен, это вызывает у индивида лишь враждебность или агрессию, высокомерное отношение к окружающим.
Низкая самооценка достаточно распространенная и проявляется в неуверенности в себе, застенчивости, робости, неспособности высказать свое мнение. Такой человек боится осуждения, критики окружающих, выделяться на фоне остальных. Нередко он берет на себя вину за чужие беды и обиды. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о неудачнике. Нередко она развивается с самого детства или трансформируется из адекватной, если постоянно сравнивать себя с окружающими.
Самооценка еще бывает:
Самооценка и уверенность в себе всегда являются дополняющими и влияющими друг на друга характеристиками. Самооценка формируется с детства, когда ребенок слышит оценки окружающих собственным действиям, а также оценивает личные достижения с успехами, которые имеются у окружающих.
Именно адекватная самооценка и уверенность в себе становятся гарантами того, что индивид будет успешным по жизни. Такую личность можно распознать по:
Адекватная самооценка позволяет человеку не только становиться успешным, но и ставить перед собой новые цели, поскольку он понимает, что способен их достичь. Адекватная самооценка – это реальное оценивание собственных возможностей с целями, которые хочется достичь. Это спокойное оценивание проделанных действий с результатами, которые были достигнуты. Если человек реально оценивает собственный потенциал, тогда он ставит цели, которые может достичь или которые постарается реализовать с помощью других людей.
Самооценку диагностируют с целью установления конкретного ее уровня. Способов и методик очень много. Рассмотрим распространенные:
Самооценка развивается с раннего возраста и на протяжении всей жизни либо сохраняется, либо меняется. В раннем возрасте на самооценку ребенка влияют родители. Именно в детстве ребенок усваивает основные установки того, кем он является, насколько хорошо и в чем проявляются его положительные/отрицательные стороны личности. Все, что говорится родителями, воспринимается безусловно. Порой люди всю жизнь живут с тем, как именно оценивали их родители.
В дошкольном возрасте детям прививаются определенные шаблоны поведения, которые нередко зависят от их возраста, половой принадлежности и пр. Отсюда дети начинают искать себе друзей именно по тому, какие качества им прививаются.
В младшем школьном возрасте дети начинают учиться, получать оценки собственным знаниям, сравнивать себя со сверстниками. От данных факторов самооценка начинает меняться. Они стремятся конкурировать друг с другом, быть лучшими, получать только хорошие отметки. Появляются авторитеты, среди которых не только родители, но и учителя. Как их оценивают взрослые, их поведение и знания, на том и формируется самооценка.
В переходном возрасте ребенок начинает становиться самостоятельным от оценивания его родителями и учителями. Теперь ему становится важно, что он думает сам и его друзья-ровесники.
В дальнейшем, по окончании школы и при вступлении во взрослую жизнь, индивид уже имеет определенную установку о самом себе. Самооценка меняется, но незначительно. Он уже обладает определенным мнением о самом себе, поэтому, входя в группу, он ведет себя определенным образом. Например, при низкой самооценке он заранее ставит себя как неудачника, у которого может что-то не получаться. Он не стремится к общению, сковывается и стесняется, когда с ним заговаривают новые товарищи.
Адекватная самооценка встречается редко. Она становится критерием успешности человека. Следует отличать успешность, когда индивид способен достигать тех целей, которые он перед собой ставит, от успеха, когда абсолютно любой индивид должен быть богатым, красивым, обладать высоким социальным статусом и т. д. При адекватной самооценке индивид достигает лишь тех целей, которые интересны ему, а не пожелания общества.
Адекватная самооценка – это реальное оценивание самого себя, своих действий и достижений. При объективном оценивании своих способностей и возможностей человек становится уверенным в себе, а значит, и способным достичь тех целей, которые являются адекватными его навыкам.
Адекватная самооценка способствует сохранению гармонии и спокойствия. Это не говорит о том, что индивид никогда не сталкивается с проблемами и не терпит поражения. Самооценка не влияет на то, будет ли человек терпеть неудачи. Просто адекватная самооценка позволяет человеку делать выводы, формировать опыт из удач и неприятностей, ставить объективные цели и достигать их. А при неудачах не заниматься самобичеванием, а оценивать проделанные поступки, менять их или отказываться от цели.
Завышенная самооценка – это неадекватное оценивание самого себя. Человек оценивает себя исключительно с положительной стороны. Такое нередко можно проследить за родителями, которые хвалят ребенка даже во время неудач, неправильных действий и решений. Если ребенок всегда прав и хорош, тогда у него формируется завышенная самооценка.
Такое неадекватное поведение прослеживается и у взрослых людей. Нередко завышенная самооценка является защитой психики, которая заранее настороженно относится к окружающим, которые явно ниже и менее достойны человека, который ею обладает.
Заниженная самооценка является самой распространенной среди людей. Вот почему нередко психологи занимаются повышением самооценки. Здесь полезными окажутся следующие рекомендации:
Самооценка – это мнение о собственных способностях, качествах, внешности, возможностях при достижении успеха. Адекватная самооценка позволяет пользоваться своим мнением и уважать личные желания, опыт и знания. При неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке человеком легко управлять.
Другие записи журнала© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru
Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.