Открыть меню

Самооценка ребенка

Самооценка является характеристикой любого человека, который начинает оценивать не только окружающий мир, но и самого себя. Самооценка ребенка формируется с самого детства. Нередко самооценка сохраняется на всю жизнь, но человек способен на нее повлиять, если пожелает этого. Как повысить самооценку ребенку, также будет рассказано на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое самооценка ребенка?

Самооценкой ребенка называется восприятие малышом самого себя в целом. Здесь оценивается все: его качества, способности, возможности, поступки, желания и личность в целом. Поскольку ребенок еще не способен анализировать и сам делать выводы, его самооценка становится такой, какой ее формируют родители. Именно со слов мамы и папы ребенок начинает понимать, какой он, как живет и действует.

Самооценка ребенка

Поскольку в детстве ребенок воспринимает все безусловно, нередко самооценка, сформированная в детстве, сохраняется на всю жизнь. Ее возможно изменить, но потребует это очень много времени и сил.

Таким образом, родителям следует быть внимательными к тому, как они оценивают своих детей, как их называют, как характеризуют их поступки. Ведь ребенок будет все воспринимать на веру и относиться к самому себе соответствующим образом.

Все было бы ничего, если бы только самооценка не влияла на жизнь человека в целом. В зависимости от того, как ребенок себя оценивает и воспринимает, у него возникают определенные желания, он верит или не верит в свои способности, боится или становится смелым в ситуации опасности, достигает успехов или нет, становится успешным в учебе или нет. Таким образом, родители создают у своего ребенка самооценку, которая потом влияет на то, как он контактирует с другими людьми, взаимодействует с миром и каких успехов достигает.

Самооценка у детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте ребенок пока не обладает нужными навыками, чтобы самостоятельно формировать представление о том, кем он является. Родители говорят ему об этом, оценивая его поступки, обсуждая его качества характера, предоставляя те или иные возможности. Уже ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает понемногу осознавать самого себя, что может повлиять на формирование оценочного суждения. Однако влияние взрослых настолько велико, что ребенок не сможет противоречить ему, если он захочет повысить или понизить свою самооценку.

Самооценка ребенка

Следует понимать, что самооценка является одной из детерминант, которые включаются во многих жизненных ситуациях. Если говорить о качествах характера, то им нужны условия для своего проявления. Если говорить о самооценке, то она проявляется практически все время. Вот почему важно уделить вопросу ее формирования много времени, чтобы сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Дело в том, что со своей самооценкой ребенок пойдет в группу детей, с которыми он будет общаться и взаимодействовать так, как это будет соответствовать его самооценке. Если ребенок будет считать себя слабаком, то он скорее отступит в ситуации, когда нужно будет бороться и отстаивать свое мнение.

Так же самооценка влияет на то, как ребенок воспринимает себя, окружающих людей, мир в целом, свои способности в решении тех или иных вопросов, когда ему нужно применять силу воли, а когда нужно просто отступить. Самооценка становится решающим фактором при принятии решений, восприятии и совершении поступков. Вот почему родителям следует помогать своему ребенку формировать у него такую самооценку, которая поможет ему становиться успешным и счастливым.

Обычно самооценивание малышами является исключительно положительное. Дети не склонны думать о себе плохо, поэтому их личное мнение о самих себе является абсолютно положительным. Исправить ситуацию могут лишь значимые взрослые, которые воспитывают и занимаются с малышом.

Самооценка ребенка

Самооценка у ребенка дошкольного возраста формируется в зависимости от оценочных суждений взрослых (родителей и воспитателей). Поскольку родители не могут обойтись в своем воспитании от таких слов, как «молодец», «плохо», «отлично» и т. д., то у малыша формируется определенная оценочная шкала, где он понимает, какие его поступки, черты и проявления в целом являются хорошими, а какие – плохими.

На самооценку могут влиять другие дети, но в меньшей степени. Контактируя с другими детьми, ребенок также сталкивается с их оценочными суждениями. Обычно это проявляется в том, что с ребенком другие дети хотят или не хотят играть, дружить и общаться. Здесь у ребенка также начинают развиваться определенные представления о том, насколько он интересен и хорош для других детей.

Важно понимать, что самооценка у ребенка в дошкольном возрасте может колебаться, если родители постоянно восхищаются своим малышом, а окружающие взрослые и дети им вечно недовольны. У ребенка может возникнуть агрессивное отношение к одной из сторон, которая его неадекватно оценивает.

Самооценка у детей школьного возраста

Школьный возраст ребенка характеризуется тем, что именно здесь на формирование самооценки начинают влиять факторы, которых ранее не было:

  1. Учителя.
  2. Оценки.
  3. Сверстники.

Все больше ребенок начинает общаться с другими детьми, проводить с ними много времени. В зависимости от того, сколько друзей у него появляется в классе, единомышленников и просто доброжелательных отношений, это влияет на его самооценку. Либо ребенок утверждается в том, что он классный, либо убеждается в том, что он неинтересен другим деткам. Поскольку ребенок не может смириться с тем, что он не может завести себе друзей, это станет проблемой. Родители и учителя должны помочь ребенку исправить ситуацию, иначе она будет только усугубляться и влиять на понижение самооценки.

Самооценка ребенка

Помимо общения с ровесниками, ребенок еще контактирует с учителем. Данный человек также высказывает свои оценочные суждения не только через оценки, но и через общение со школьниками. Если учитель позволяет в присутствии других детей критиковать ребенка, тогда у него однозначно будет понижаться самооценка. Более того, весь класс будет относиться к ребенку так, как к нему относится учитель. Если учитель уважает, любит и хвалит ребенка, тогда и другие дети захотят с ним дружить. Если учитель постоянно недоволен ребенком, критикует его, унижает, тогда другие дети тоже будут так себя вести.

Оценки просто показывают ребенку, насколько он способен в решении поставленных задач. Если ребенок удовлетворен своими оценками, тогда он понимает, что может достичь любой цели. Если ребенок оценками не удовлетворен, при этом не способен исправить ситуацию, тогда он начинает понимать, что не может достичь желаемого.

Самооценка у детей-подростков

Подростковый возраст становится тем периодом, когда самооценка становится подвластной самому ребенку. Конечно, он не обладает всеми нужными навыками, чтобы самостоятельно решать, как себя воспринимать, однако зачатки уже возникают.

Самооценка ребенка

На самооценку ребенка-подростка влияют не родители и учителя, а ровесники, противоположный пол, успешность в учебе и способность занимать такое положение в социуме, которое его интересует.

Во-первых, ребенок начинает больше опираться на мнение своих ровесников. Теперь друзья и авторитеты показывают ребенку, каким ему нужно быть, чтобы его приняли, уважали и любили. Родители могут влиять на самооценку подростка, но уже не так сильно, как это было в более молодые годы.

На самооценку подростка влияют представители противоположного пола, которые ему нравятся. Здесь возникает первая влюбленность, желание быть с кем-то. В зависимости от того, как складываются отношения с теми, с кем ребенок желает быть, у него формируется соответствующее мнение о себе, а также понимание того, насколько он успешен в любви, как себя нужно вести и пр.

Успеваемость в школе играет роль, хотя и незначительную. Ребенок продолжает пытаться повысить свою успешность доступными ему способами, результаты чего говорят о том, неудачник он или счастливчик.

Также ребенок постепенно начинает интересоваться окружающим миром. У него появляются интересы, взгляды, понимание того, каким он должен быть. Нередко здесь важной становится внешность. Чем красивее себя оценивает подросток, тем выше его самооценка. Если он считает себя уродом, тогда его самооценка точно будет падать.

Заниженная самооценка ребенка

Самооценка редко встречается адекватной. Распространенным ее проявлением становится понижение. Заниженная самооценка влияет на то, что ребенок считает себя неудачником, не проявляет силы воли, не уверен в себе, не пытается, когда это нужно, не старается развить в себе силу и характер. Другими словами, заниженная самооценка заставляет ребенка просто опустить руки и плыть по течению, неважно, в каком направлении.

На понижение самооценки влияет:

  1. Непривлекательная по меркам общества внешность.
  2. Низкие умственные способности.
  3. Смена места жительства.
  4. Неудачи, с которыми малыш сталкивается, не способен преодолеть и близко принимает к сердцу.
  5. Агрессия в семье.
  6. Неуважительное отношение в семье.
  7. Неправильное воспитание родителями.
  8. Болезни, которые заставляют малыша чувствовать себя ущербным.
  9. Финансовые проблемы, когда малыш не может себе позволить желаемое, проживает в плохих условиях, не может иметь то, что есть у его друзей.
  10. Неполная или неблагополучная семья.

При заниженной самооценке ребенок говорит, что «у меня ничего не получится», рисует мрачные картины, ходит достаточно угрюмым и скучным.

Завышенная самооценка ребенка

Среди детей не редкостью становится завышенная самооценка, которая часто формируется благодаря тому окружению, в котором они находятся. На завышение самооценки влияет:

  1. Предоставление ребенку всего внимания, которое он к себе требует.
  2. Постоянная требовательность от него быть первым, лидером.
  3. Обсуждение в присутствии ребенка других детей и людей, критикуя их и недовольствуя, говоря о собственном превосходстве и даже идеальности самого ребенка.
  4. Низкое оценивание поступков ребенка ровесниками.
  5. Личные качества ребенка.

При завышенной самооценке ребенок может быть агрессивным (также это может наблюдаться при заниженной самооценке), отсутствуют желания овладевать различными навыками и умениям, наблюдается склонность к коммуникации с другими людьми (детьми), причем само общение является поверхностным.

Как повысить самооценку ребенку?

Ребенок самостоятельно не формирует свою самооценку, поэтому ее повышением могут заниматься только родители. Если за ребенком наблюдается низкая самооценка, это родителям нужно пересмотреть свое отношение к малышу и подбор слов, которые они используют в его адрес, чтобы изменить свое поведение, чем и возможно изменение самооценки.

Самооценка ребенка

Хвалить и ругать ребенка можно только за поступки, действия, слова или достижения. Ни в коем случае не критикуйте и не хвалите личность ребенка, его желания или внешность.

Ребенка следует хвалить за любые начинания, позволять проявлять инициативу, помогать ему в преодолении возникающих трудностей, но не выполнять всю работу за него. Также следует ставить перед ребенком посильные задачи, соответствующие его возрасту. Таким образом, не нужно заставлять его варить борщ, если ему еще 5 лет.

Итог

Самооценка ребенка формируется исключительно его родителями и атмосферой в семье, и только потом другими детьми и воспитателями. Поэтому его направленность и деятельность, самовосприятие формируются исключительно родителями, которые должны следить за тем, что они говорят ребенку, как к нему относятся и себя ведут.

 

Другие записи журнала

© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru

Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Adblock
detector