Самосознание личности

Самосознание личности

Человек является сложным существом не столько по своему физиологическому строению, сколько по психическому развитию. С самого рождения на каждом этапе происходят определенные изменения. Формирование самосознания личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Развитие осуществляется постоянное, учитывая особенности данной психической деятельности.

Самосознание личности

Что такое самосознание? Это когда человек обращается к самому себе, начинает познавать самого себя без попытки повлиять на свое состояние или ощущение, а лишь с целью рассмотреть, распознать, увидеть то, что происходит внутри. Самосознание человека не требует силы воли или усилий. Обычно самосознание становится пассивным процессом, в течение которого человеку остается лишь наблюдать за тем, кто он есть, что внутри происходит, как все трансформируется и пр.

Что такое самосознание личности?

К высшим видам психической деятельности личности сайт психологической помощи psymedcare.ru относит самосознание. Что это такое? Это способность индивида познать себя, внутреннее «Я», распознать и увидеть личные интересы, потребности, желания и переживания. Другими словами, это пассивный процесс созерцания за тем, что происходит в душе.

Самосознание личности является более сложным процессом, нежели познание окружающего мира. Однако и тот, и другой процессы происходят одновременно. Познание окружающего мира способствует познанию самого себя, также как и собственное созерцание позволяет понять, как человек влияет на окружающий мир.

Самосознание личности

Наиболее понятным процессом с самого рождения становится познание окружающего мира. Ребенок взаимодействует с окружающими объектами, видит их, слышит названия и пр., в процессе чего все ощущения объединяются и формируют единую картину. Представления об окружающем мире влияют на то, как человек начинает ощущать самого себя, что и становится процессом самосознания. Постепенно человек научается понимать, что он отделен от окружающего мира, что и заставляет его различать ощущения, которые поступают извне, от ощущений, возникающих внутри.

В начале жизни малыш не отделяет внешнее от внутреннего. Лишь потом он начинает отделяться, осознавая свою обособленность от окружающего мира и всех раздражителей, которые на него пытаются воздействовать.

Развитие самосознания проходит через два этапа:

  1. На первом этапе формируется представление о собственном «Я», которое зачастую базируется на реакциях окружающих людей.
  2. На втором этапе по мере интеллектуального развития и формирования понятийного мышления человек начинает не только ощущать, но и осознавать, оперировать понятиями для определения различных явлений.

Самосознание позволяет человеку ощутить себя целостным, полноценным, единым. В любой ситуации человек сохраняет ощущение самого себя, хотя сами события могут быть различные. Самосознание становится развитым, когда человек начинает осознавать свое единство. Это происходит через непрерывность его ощущений, которые он переживает. Каждый индивид имеет свое прошлое, живет настоящим и мечтает о будущем – это и становится целостной картиной.

Функция самосознания – показать человеку его мотивы и последствия его поступков, а также рассказать, кем он есть на самом деле.

Самосознание и развитие личности

Только что рожденный человек еще не обладает самосознанием. Его развитие занимает длительное время. Однако зачатки и склонность к осознанию самого себя наблюдаются еще с младенчества.

Самосознание личности

Развитие самосознания происходит в следующих этапах:

  1. Первый этап происходит до года, когда ребенок постепенно начинает отделять себя от окружающего мира. Поначалу он не отделяет себя, воспринимает чужое настроение за свое, чужие действия за собственные. Однако по мере того как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими предметами, повелевать своими руками и ногами, тем более проявляет первые навыки речи, тогда он постепенно осознает, что он и окружающий мир не всегда идентичны.
  2. На втором этапе, который занимает от 1 до 3 лет, происходит духовное развитие ребенка. Он постепенно обучается координировать свои порывы к действиям во времени, когда не всегда получается все сделать сразу.
  3. На третьей стадии, которая занимает от 3 до 7 лет, самосознание развивается плавно. Здесь ребенок начинает пробовать собственную самостоятельность, противопоставлять себя окружающим. Это естественным образом ведет к ряду конфликтов. Теперь ребенок осознает себя и не говорит о себе в третьем лице.
  4. На четвертой стадии, которая занимает от 7 до 12 лет, никаких существенных скачков и кризисов не наблюдается. Самосознание меняется в зависимости от появления новых социальных условий жизни – школы.
  5. На пятом этапе, который отмечается в 12-14 лет, ребенок снова проявляет интерес к собственной личности и своей роли в социуме. Теперь он снова пытается противопоставить себя уже взрослым (родителям и учителям).
  6. На шестом этапе, который отмечается в 14-18 лет, каждый ребенок начинает взрослеть. Здесь он пытается понять и познать себя, найти свое место в этом мире. Он получает много информации о себе, познает себя, пробует свои силы, контактирует с окружающим миром и пытается найти такое место, в котором ему будет комфортно находиться.

Формирование самосознания личности

Окончательное формирование самосознания личности приходится на период от 11 до 20 лет (в подростковый и юношеский периоды), когда человек достигает пика своих познаний о самом себе, пробует себя в окружающем мире. На это все влияет его социальное положение в кругу сверстников, соответствие его идеального «Я» с реальным, его деятельность. Определяющими факторами становятся:

  • Самоутверждение – это поведение человека, которое направлено на повышение самооценки и своего положения в обществе. Как он будет поддерживать свой социальный статус или достигать желаемого статуса, зависит от воспитания, индивидуальных особенностей и возможностей. Одни могут приписывать себе чужие заслуги, а другие пытаются сами достигать определенных успехов.
  • Мировоззрение – это представления индивида о том, кем он является и какими есть другие люди. Это целый багаж знаний, который был накоплен до данного периода жизни за все время о самом себе и окружающем мире, взаимодействии и ролях каждой единицы по отношению к другим или даже целой системе.

Самосознание личности

Самосознание индивида включает следующие категории, помимо рассмотренных:

  1. Формирование самоуважения.
  2. Осознание необратимости времени и смысла жизни.
  3. Осознание собственной половой идентичности.
  4. Познание любви.
  5. Социальная роль – приписывание себе определенного статуса и развитие в себе конкретной модели поведения, которая соответствует ей.
  6. Социальный статус – определенное положение личности в обществе, которая обладает конкретными правами и обязанностями.

Особенности самосознания личности

Самосознание личности обладает следующими особенностями:

  1. Этапы – выделяют их 4:
  • Когнитивный – самое простейшее самосознание.
  • Личностный – самосознание посредством представлений о своих достоинствах и недостатках.
  • Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  • Поведенческий – включение предыдущих этапов с определенным поведением.

Самосознание личности

Согласно другой теории, самосознание имеет всего две фазы: пассивную и активную. Пассивная фаза развития является естественной, не требует от человека воли. На активной фазе человек намерено занимается процессом самосознания.

  1. Функция. Здесь выделяют следующие функции:
  • Самопознание – получение знаний о себе самом.
  • Эмоционально-целостное мировоззрение и формирование своего «Я».
  • Саморегуляция поведения.
  • Самозащита своего неповторимого «Я».
  1. Структура.

Самосознание постоянно меняется в зависимости от того, как развивается сама личность, что в ней открывается и совершенствуется. Основным представлением самосознания становится понимание самого себя. Человек формирует определенный образ «Я», который включает ценности, качества, желания, модели поведения и пр. Здесь также важными становятся:

  • Внешность, социальная значимость и способности индивида.
  • Стремление к получению уважения и одобрения со стороны окружающих.
  • Критичность, личное уважение и уничижение.

Также не следует игнорировать идеальное «Я», которое включает в себя образ того, каким хотел бы быть человек. Реальное «Я» может не совпадать с идеальным представлением о самом себе. Поведение и восприятие самого себя человеком во многом зависит от того, насколько сильно он не замечает реального себя и зациклен на своем идеале.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание влияет на самооценку личности, которая является обязательным атрибутом психики. Человеку важно воспринимать себя определенным образом. Какая оценка будет выставляться, во многом зависит от окружающих людей, родителей и самого человека, когда он сможет сам на себя влиять.

Самосознание личности

Самооценка влияет на поведение человека, его мироощущение и отношения с окружающими людьми. В одной ситуации люди с различными самооценками будут вести себя по-разному:

  1. Завышенная самооценка заставляет индивида превозносить собственную значимость для окружающих. Он считает себя идеальным и совершенным, выше всех остальных. Он самолюбив, никогда не признает собственных ошибок и пробелов, ленив. Также у него могут наблюдаться жестокие и агрессивные модели поведения.
  2. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о никчемном человеке. Индивид становится застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе, стеснительным. Цели он никогда не достигает, поэтому зачастую ставит их так, чтобы все-таки можно было достичь (то есть занижает.). Очень критичен к себе. При заниженной самооценке человек не может обойтись без посторонней поддержки, не реализовывает своих талантов, преувеличивает собственные неудачи.
  3. Адекватная самооценка заставляет индивида объективно смотреть на самого себя, оценивать свои таланты, не превозносить самого себя и адекватно на все реагировать. Также человек спокойно относится к неудачам.

Итог

Самосознание личности помогает индивиду понять и узнать самого себя. Если самосознание является пассивным процессом созерцания, то самосовершенствование и саморегуляция становятся активными действиями. Человек, который сам себя знает и понимает, способен сделать себя лучше, усовершенствовать, развивать в нужном направлении. А это очень важно в изменении своих качеств характера и поведения для улучшения качества жизни в работе, в отношениях с другими людьми и самооценке.

Самосознание позволяет человеку жить определенным образом, а окружающая реальность влияет на самосознание. Великим достижением каждого человека станет одержание победы над самим собой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: