Воображение в психологии

Вы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали? Свойством психики, которая развивается с самого детства, является склонность к воображению. Что из себя представляет данное свойство в психологии? Какие существуют его виды? Фантастическое представление чего-либо позволяет детям развивать свое воображение, которое связано с еще одним немаловажным свойством – творчеством.

Каждый творческий человек является тем, у кого хорошо развито воображение. Это умение увидеть картину будущего до того, как она будет реализована. Это умение во всех красках представить то, что нужно сделать.

Развитое воображение позволяет предвосхищать события, прогнозировать. Можно сказать, что люди со сверхъестественными способностями также обладают развитым воображением. Маленькие дети, которые что-то рисуют, лепят, конструируют, тоже пользуются своим воображением. Оно позволяет делать мир совершеннее, интереснее, краше, особенно в те минуты, когда реальность не сильно привлекательна.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной. Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи. Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к абстрактному мышлению могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения. Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора. Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей. Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний. Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом. Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.
перейти наверх

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито. Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными. Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

перейти наверх

Виды воображения

Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи psymedcare.ru:

  • Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.
  • Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.
  • Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.
  • Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.
  • Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать. Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность. Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость. Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания. Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки. Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

перейти наверх

Воображение и творчество

Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности. Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано. В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.

Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.

  1. На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
  2. Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
  3. Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.

Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.

Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.

Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.

Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.

Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир. Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д. Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.

Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.

Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.

перейти наверх

Развитие воображения у детей

Воображение у детей является самым развитым, активным и неуправляемым. Можно сказать, что дети непроизвольно представляют себе то, что они видят или хотят увидеть. Данный вид мышления помогает познавать окружающий мир, систематизировать знания, понимать суть происходящего. Развитие воображения у детей происходит поэтапно:

  • До 4-5 лет ребенок оперирует образами, которые может сам формировать и совершенствовать.
  • После 4-5 лет ребенок начинает управлять собственными образами, планировать их, искать выходы из ситуации.
  • В 6-7 лет дети легко представляют себя и собственную жизнь.

Следует отметить, что воображение каждого ребенка развивается по-разному. На это влияют не только индивидуальные особенности психического развития, но и внешние факторы:

  1. Среда, в которой ребенок обитает.
  2. Эмоции, которые ребенок постоянно переживает.
  3. Возможность проявлять себя как творческую личность.
  4. Речь и возраст ребенка. С появлением речи ребенок получает больше возможностей для своего творческого развития.

Дети активно используют свое воображение в ранних возрастах. Они рисуют, поют, танцуют, лепят и т. д. Не следует препятствовать данным видам деятельности. Также рекомендуется совместно с ребенком сочинять истории, а также играть в ролевые игры, где малыш будет отыгрывать различные профессии, к примеру.

Взрослея, ребенок приобретает опыт, интересы, увлечения, в которых он и проявляет свои творческое мышление. В данном случае родителям также не следует создавать препятствия, если они желают, чтобы их чадо обладало развитым воображением.

перейти наверх

Итог

Воображение играет важную роль в жизни человека. Чтобы себе что-то представить, спрогнозировать или вспомнить, необходимо воображение. Несомненно, оно будет наполнено различными фантастическими представлениями о жизни, в которые человек еще верит, независимо от своего возраста. Однако итогом развитого воображения является способность не только мечтать, но и планировать собственное будущее.

Можно не использовать воображение, а применять только логические факты и принципы. Это сделает жизнь человека однообразной и последовательной. С другой стороны, отсутствие творческого подхода делает человека скучным, неинтересным, однообразным. Он становится похожим на остальных людей, теряет свою «изюминку», индивидуальность.

Воображение присутствует у всех людей. Просто не все им пользуются. Каждый сам волен решать, как использовать собственные возможности. Самое главное – чтобы все инструменты обогащали жизнь человека, а не ограничивали его.

Вам будет интересно:
Добавить комментарий