Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Мышление является непрерывным процессом, который позволяет не только познавать окружающий мир, но и воздействовать на него, представлять, понимать. Мышление не сформировано у человека изначально. Приходится тратить годы на то, чтобы развить в себе все виды мышления. Развитие мышления начинается у детей с первых лет жизни и в дошкольный период.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Особенностями развития мышления у детей до школьного возраста являются:

  1. Примитивное познание мира путем взаимодействия с предметами, когда ребенок только крутит и ломает игрушки, чтобы познать окружение.
  2. Образное мышление – когда ребенок уже научается представлять себе действия с предметами в своем воображении.
  3. Словесно-логическое мышление – когда ребенок с помощью слов выражает свои желания, мысли и идеи.

Мышление у детей развивается через поступки. Пока ребенок играется, он познает окружающий мир. Вот почему родители должны уделить должное внимание тому, чтобы у ребенка было много разнообразных игрушек, которые он сможет ломать, собирать, объединять и пр.

Как происходит развитие мышления у детей?

Читателям сайта психологической помощи psymedcare.ru следует помнить о том, что мышление у детей неразвито. Требовать от маленького ребенка сложных задач немыслимо. Поэтому будьте объективны в своих требованиях. Если ребенок не показывает своей готовности к каким-то операциям, то не заставляйте его.

Мышление у детей развивается в процессе игры. Причем играми называется абсолютно все, что делает ребенок. Он иначе не может поступать, поскольку пока еще только учится всему.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Родители заблуждаются, думая, что детям интересно играть только с игрушками. На самом деле дети уже с первых лет жизни интересуются предметами, которые их окружают. Они хотят их потрогать, попробовать на вкус, поломать и пр. Следует им позволять это. Конечно, не все предметы следует давать в руки, что должно быть продиктовано лишь безопасностью ребенка.

Более того, ребенок познает мир посредством взаимодействия с родителями. Вот почему маме и папе следует не только играть с малышом, но и заниматься своими взрослыми делами, позволяя ему участвовать в них. Пусть малыш поначалу смотрит, потом что-то пробует сделать. Позволяйте ребенку участвовать и помогать вам в том, что он может сделать. Это организует его деятельность и мышление.

Очень важным становится и то, чем родители увлекаются. Ребенок не просто повторяет за своими родителями, но и начинает мыслить, как они. Другими словами, ребенок будет развивать в себе то мышление, которым пользуются родители в повседневной жизни. Вот почему малыша следует приучать не только к своим взрослым делам, но и увлечениям.

Показывайте ребенку, в какие игры вы играете, как действуете, размышляете – все это запоминается им.

Движение – основа физического и эмоционального гармоничного развития ребенка. Малыш не только развивает свою мускулатуру, скорость реакции, гибкость и работу внутренних органов, но и позволяет освободиться от скопившейся энергии, получить массу удовольствия от своих «двигательных приключений», познать свое тело и окружающий мир. Подвижные игры для маленьких детей помогают им приспособиться к новому миру и понять свои увлечения.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

К подвижным играм относятся футбол, бадминтон, баскетбол, бег, волейбол, плавание, прыгание и прочие игры, где человек активно двигается физическим телом. Существуют также детские игры, где они используют различные предметы, например, «Съедобное — не съедобное», «Самовар и чайник», «Квадрат», а также без предметов: «Стоп нога!», «Море волнуется раз…» и прочие. Множество игр можно придумать самим, главное, чтобы существовали какие-то правила и телодвижения.

Подвижные игры больше нравятся детишкам, чем сидячие. Позволяя ребенку бегать и даже падать, вы освободите себя от проблем с компьютером, который может стать заменой подвижным играм в случае, если они ему запрещаются. Что касается компьютера, то ученые утверждают, что именно он замедляет процесс развития мышления у детей.

Во все времена люди жили в опасном и жестоком мире. Только теперь родители начинают задумываться над тем, чтобы постоянно следить за передвижениями своих детей. Как только малыш научается ходить и разговаривать, его отправляют в детский садик, а потом и в подготовительные группы, где он будет «грызть гранит науки». По большому счету все детство современных детей проходит в постоянной учебе. Здесь исключается такой фактор, как детские игры во дворе, когда родители заняты своими делами.

У многих современных детей отсутствует свободное время. Родителям кажется, что они обеспечивают хорошее будущее детям, обучая их различным азам наук. На самом деле взрослые просто отбирают детство, когда ребенок мог бегать, жить беззаботно, падать и забивать коленки, играться с другими детьми. Но самое страшное не то, что у ребенка нет свободного времени, а то, что у него отсутствует возможность развивать свои социальные навыки.

Под социальными навыками будем подразумевать умение общаться с окружающими, находить общий язык, устранять конфликты, отстаивать свою позицию, давать отпор и т. д. Дети являются более импульсивными, агрессивными и злыми. Однако именно это позволяет им научиться жить в мире, где не все люди являются доброжелательными и любящими.

Пока ребенок находится под родительским контролем, когда ему говорят, как вежливо общаться, как не поднимать руку на того, кто на него нападает, не бегать и не кричать, малыш теряет возможность самостоятельно учиться эффективному контакту с окружающим миром. Он живет в среде, где все за него решают родители, а он сам общается только культурно и воспитанно. Однако если каждый взрослый вспомнит многочисленные ситуации, когда на пути встречались хамы, грубияны, злые люди, то может понять, насколько важно быть не только вежливым, но и порой агрессивным.

Дети действительно могут быть злыми. Играя вместе без родительского контроля, они вынуждены самостоятельно приспосабливаться к жизни. Им нужно найти такой подход, который будет их оберегать в ситуациях, когда на них нападают или оскорбляют. И здесь вежливость не поможет. Здесь дети вынуждены быть грубыми, жестокими и агрессивными, что вполне нормально в ситуации опасности.

Игры без родительского контроля – это возможность каждого ребенка научиться сосуществовать с другими людьми. А пока дети заняты изучением наук, посещением различных секций, гулянием вместе с родителями во дворе, они лишены возможности развивать в себе «уличные» навыки, которые им непременно пригодятся, когда они сами станут взрослыми.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Начиная со второго года жизни, у детей развивается деятельное мышление. Они пока оперируют теми данными, которые могут наблюдать. Вот почему они могут подолгу за чем-то наблюдать, потом пытаться с этим взаимодействовать, контактировать с вещами и людьми.

Чуть постарше дети дошкольного возраста начинают усваивать и понимать речь. Чем больше становится словарный запас, тем больше ребенок начинает представлять мысли сначала у себя в голове, а затем наблюдать в действительности. По такому же принципу происходит выполнение действий: сначала ребенок представляет себе действие в голове, а потом уже его совершает.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Начиная с 4-5 лет, формируется наглядно-образное мышление, в ходе которого ребенок становится способным изучать предметы, которые не видит в своем окружении. Он может видеть их на картинке и понимать, о чем идет речь, представляя предмет в своей голове. Уже возникают способности взаимодействовать с предметами без непосредственного совершения действий в реальности. Постепенно ребенок научается решать задачи в уме, а не во время действий.

Не забываем о роли родителей, которые продолжают оставаться учителями для своих детей. Постепенно дети начинают понимать, что родители говорят в их присутствии. Чем старше становится ребенок, тем больше он начинает пользоваться теми способами решения задач, которые демонстрируют родители.

Практически каждый родитель готов стать учителем для своего ребенка. Но вот неправильное понимание того, что требуется от учителя, приводит к воспитанию в детях инфантильности, зависимости и беспомощности.

Будьте учителями для своих детей, но понимайте, что ученики тоже должны иметь свое мнение, принимать волевое решение и нести ответственность за свои поступки. Учите своих детей мудростям и полезным навыкам, но позволяйте оступаться, терпеть неудачу и самим (!) подниматься, чтобы достичь успеха.

Позвольте своим детям самим преодолеть трудности и проблемы, которые возникают у них на пути. Позвольте им самим решить вопрос конфликта в школе с учителями или сверстниками. При этом можете просто что-то посоветовать, но не влезать и не исправлять ошибки. Позвольте своим детям самим решать. Просто объясните последствия, которые могут возникнуть в связи с тем или иным решением.

Вы, несомненно, хотите заранее оградить своих детей от тех ошибок, которые они могут совершить по незнанию. Но если вы будете принимать решения и решать их проблемы вместо них, тогда лишите их ценной способности – идти к цели и справляться со всеми трудностями самостоятельно. Дополните тот пробел, который имеется у детей: дайте им понимание того, что с ними будет происходить после того или иного решение. Но вот решение, что им делать и какие последствия получать, оставьте за ними. Попадут в неприятную ситуацию, испортят себе репутацию или достигнут неудачи – это их выбор, о котором вы предупреждали. Теперь снова не вмешивайтесь. Пусть ваши дети сами исправляют свои ошибки. Вы со своей стороны лишь можете им дать совет, как ту или иную ошибку можно исправить.

Понимайте следующее: если вы вместо своих детей решаете их проблемы, то и во взрослом возрасте ваши дети не смогут сами решить своих проблем. А вы ведь не всегда сможете опекать своих детей! Когда-то они захотят жить самостоятельной жизнью. Но как они смогут ее благополучно построить, если не умеют принимать решения, думая о возможных последствиях, которые потом пойдут, а также решать свои проблемы.

Будьте учителями для своих детей, а не няньками. Вы не всегда будете рядом. Вы умрете раньше своих детей (об этом мечтаете даже вы). И как они будут жить без вашей помощи и поддержки? Они не смогут, если только изначально вы их не приучите к тому, чтобы они сами принимали решения и несли ответственность за последствия своих решений, а также умели справляться с любыми трудными ситуациями. Только так вы сможете с легкостью отпустить своих детей во взрослую жизнь, понимая, что они со всеми препятствиями справятся сами.

Развитие логического мышления у детей

Логическое мышление у детей начинает свое развитие с 3-х летнего возраста. Именно с этого периода они начинают активно использовать слова и свои способности не только взаимодействовать с предметами, но и запоминать последствия, представлять их в памяти.

Логическое мышление развивается непосредственно в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Лишь когда у ребенка сформируется определенный словарный запас и образы предметов, тогда он сможет их соединять между собой, запоминать последовательность событий, отношения между ними.

Итог

Родители не должны волноваться. У каждого ребенка развиваются все виды памяти. Но можно способствовать их прогрессивному становлению. Чем больше игр, задачек и разнообразия в окружении будет происходить с ребенком, тем шире станут его мыслительные способности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: