Самооценка школьника

Самооценка школьника

Школьник – это не только социальный статус ребенка, который уже достиг возраста получения важных в его жизни знаний, но еще и период, когда его самооценка начинает подвергаться изменению. В частности на ее развитие и формирование начинают влиять не только родители, но и учителя, одноклассники, оценки, получаемые по предметам, и пр. Самооценка играет важное значение в любой возрастной период. В школьное время самооценка будет влиять на успеваемость ребенка, а также на способность устанавливать контакты с другими детьми. Рассматривается диагностика самооценки школьника на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Самооценка школьника

Самооценка – это показатель отношения человека к самому себе, своим проявлениям, способностям, возможностям и даже целям. В школьном возрасте самооценка играет важное значение в том, как будет учиться ребенок. Если самооценка низкая, то скорее ребенок не будет пытаться прыгнуть выше тех достижений, которые у него уже имеются. Он не будет чувствовать в себе силы, которая точно имеется для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. При завышенной самооценке ребенок скорее будет чувствовать себя всемогущим и способным на все повлиять.

Также самооценка влияет на установление контактов с другими детьми. Насколько общительным и популярным среди детей окажется ребенок, зависит от его самооценки. Поскольку с самого начала ребенок приходит с уже сформированной самооценкой, которую развили в нем родители, он устанавливает определенные контакты с детьми и позиционирует себя конкретным образом. По мере того как ребенок будет с кем-то дружить и враждовать, его самооценка будет меняться. Таким образом, ребенок не только поступает в соответствии со своей самооценкой, но и укрепляет ее теми событиями, которые сам же и провоцирует.

Что такое самооценка школьника?

Самооценкой школьника становится уникальное восприятие ребенком самого себя. Как он смотрит на свои способности, оценивает личные возможности, персональные качества характера, поведение и личность в целом? Все это и становится самооценкой. Если ребенок верит в себя, то он будет стараться повлиять на события, которые ему не нравятся. Если ребенок не уверен в себе, тогда он быстрее опустит руки, нежели будет лезть вон из кожи.

Самооценка школьника

Самооценка ребенка формируется с раннего возраста, еще в дошкольный период. В частности и в основном в данный период на ее формирование влияют родители. Когда наступает школьная пора, ребенок уже приходит в класс с определенным восприятием самого себя. В зависимости от того, как ребенок себя воспринимает, он себя тем или иным образом начинает вести.

При адекватной самооценке ребенок понимает свои сильные и слабые стороны. Он не убегает от проблем, а пытается их решить. Если ему что-то важно, он старается этого достичь. Также ребенок находит себе друзей и не старается влезать в компании, с которыми возможна вражда. Другими словами, ребенок старается идти мирными путями к своей успешности в социальной и образовательной областях.

Если же самооценка заниженная или завышенная, тогда ребенок ведет себя соответствующе. Примечательным становится то, что при неадекватной самооценке дети тянутся друг к другу. Обычно ребенок с низкой самооценкой находит друзей среди таких же детей с низкой самооценкой (а его врагами станут дети с завышенной самооценкой). То же справедливо и в обратном порядке при завышенной самооценке, где друзьями становятся дети с такой же высокой самооценкой, а врагами являются ровесники с низким самомнением.

Самооценка трансформируется в школьные годы под влиянием окружающих детей (друзей и врагов), а также в результате успеваемости в школе. Причем самооценка как влияет на то, как ребенок учится и насколько дружный с другими детьми, так и продолжает развиваться под воздействием данных факторов.

Самооценка развивается в школьные годы и оказывает большое влияние на то, каким человеком будет ребенок, когда вырастет. Школа закончится, и в свет выйдет человек с определенным самомнением, которое формировалось все его детские годы. Человек скорее уже не будет менять свою самооценку, а просто будет провоцировать ситуации, которые соответствуют его самооценке, чтобы еще раз ее подтвердить.

  • При низкой самооценке взрослый человек будет плыть по течению, не будет предпринимать попыток что-либо изменить.
  • При высокой самооценке взрослый человек будет считать себя всегда правым, обвинять окружающих в своих бедах и идти по головам.

Самооценка младшего школьника

Самооценка относится к сложным психологическим феноменам, которые развиваются в каждом индивиде. Самооценка младшего школьника определяет направленность его в поступках, мышлении, мировосприятии, отношении к происходящему, людям и самому себе. Вместе с тем окружающий мир и события, которые происходят с ребенком, влияют на формирование его самооценки.

Самооценка школьника

Самооценка существенным образом сказывается на том, как ребенок себя ведет в определенных ситуациях, как ставит себя по отношению к разным людям, каких целей и успехов достигает, насколько упорным становится, как хорошо сохраняет свою независимость. Таким образом, самооценка проявляется в коммуникации и совместной деятельности с окружающим миром и людьми.

Адекватная самооценка позволяет ребенку оставаться собой при любых обстоятельствах. Независимо от меняющихся условий и событий, ребенок продолжает осознавать, кто он есть, чем обладает, на что способен и пр. Он не меняет свое мнение в зависимости от того, что происходит вокруг. Тем более, его самооценка не меняется в зависимости от мнений окружающих людей.

Формирование самооценки происходит еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя и оценивать. Однако развитие и укрепление самооценки продолжается в школьном возрасте. Уже не только родители влияют на самооценку школьника, однако они еще продолжают оказывать воздействие. Вот почему родителям следует не ослаблять свое влияние на ребенка и помогать ему сохранять свою самооценку на адекватном уровне.

Если самооценка у ребенка будет колебаться или меняться в низкую или завышенную позицию, тогда он станет более слабым. Обычно дети с неадекватной самооценкой более ранимые, внушаемые, подверженные внешнему влиянию и пр.

Развитие самооценки школьника

Самооценка берет свое развитие еще в раннем возрасте и продолжает формирование в школьные годы. Вот почему взрослые в лице родителей и учителей должны внимательно относиться к вопросу о том, какая самооценка укрепляется в детях. В школьном возрасте на самооценку огромное влияние оказывает коммуникация со сверстниками.

Самооценка школьника

Дети в школьном возрасте начинают ценить общение со сверстниками. Для них это становится чуть ли не самым важным событием, в котором они должны отработать все важные навыки, способствующие установлению значимых для них контактов. Каждый ребенок желает иметь друзей среди определенных лиц. Чтобы этого достичь, он вырабатывает навыки, которые помогают ему устанавливать общение с нужными ему детьми. На это влияет самооценка, которая уже имеется у ребенка и сформированная родителями. В зависимости от того, насколько успешно ребенок сможет устанавливать контакты с нужными ему детьми, его самооценка будет повышаться или понижаться.

Однако не забываем, что родители продолжают влиять на самомнение своего ребенка, поэтому похвала, одобрение, помощь и общение с ребенком остаются актуальными.

Дети стараются объединиться в группы. Обычно группа обладает одинаковой самооценкой каждого отдельного участника.

  • Группа с неблагополучной позицией отличается зазнайством, ябедничеством, драчливостью, неуживчивостью, вспыльчивостью, грубостью, изменчивостью, проблемами в общении, замкнутостью, капризностью, неаккуратностью, неряшливостью, жадностью.
  • Группа с адекватной самооценкой отличается популярностью среди сверстников, инициативностью, активностью, богатством в фантазии, уравновешенностью в характере, общительностью, успешностью в обучении.

По мере обучения ребенок постепенно становится более критичным, притязательным и требовательным к себе. В первом классе свои неуспехи и плохие отметки он может адекватно оценить внешними обстоятельствами, которые могли на это повлиять, в том числе и своими способностями. Уже начиная со второго класса, ребенок начинает воспринимать плохие отметки как собственные ошибки, которые обязательно являются результатом исключительно его действий.

В младшем школьном возрасте оценки, которые получают дети, оцениваются не так, как в более старшем возрасте. В данный период дети воспринимают оценки как личное отношение учителя к ним. Он оценивает не только их способности и знания, но и личность, успешность, популярность и пр. На отношение к оценкам также влияют родители и учителя. Если они продолжают оценивать личность ребенка в зависимости от того, какие оценки он получает, тогда он укрепится в данной позиции.

Самооценка школьника

Обычно в более старшем возрасте дети начинают менее критично относиться к тому, какие оценки они получают. Они уже начинают разделять отношение учителя к ним от оценок, которые он им ставит.

Следует понимать, что ребенок не рождается с определенным мнением о самом себе. Самооценка формируется с годами под влиянием родителей, учителей и детей.

В среднем школьном возрасте на самооценку ребенка влияют ровесники. Успешность уже становится сопутствующим фактором, на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками. Теперь ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие люди — друзья или враги. Однако и родители оказывают еще небольшое влияние на самооценку подростка.

Здесь психологи рекомендуют помогать ребенку, общаться с ним, уважать его мнение и позицию, также интересоваться его увлечениями и взглядами. Хвалить ребенка по любому поводу или чрезмерно также не следует, чтобы не развить завышенную самооценку.

Если у ребенка низкая самооценка, тогда причинами ее формирования могут быть неблагоприятные отношения с родителями, недовольство собственной внешностью, отсутствие или ограниченный круг друзей, неуспешность в учебе и в социуме, отсутствие интересов и пр. Важно понимать, что подросток начинает думать о суициде или затворничестве при низкой самооценке и отсутствии друзей. Что могут сделать родители? Перестать критиковать ребенка, уважать и одобрять его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Существуют различные диагностики самооценки школьника, которыми пользуются психологи:

  1. «Лесенка».
  2. «Имя» — когда ребенок должен придумать себе новое имя и образ.
  3. «Говорящие рисунки» — когда психолог оценивает самооценку по тому, что рисует ребенок.

Итог

Самооценка – неотъемлемая часть каждого школьника. Она формируется в дошкольный период и закрепляется в школьные годы. Взрослые люди могут повлиять на развитие самооценки школьника, если будут уделять внимание и обладать нужными знаниями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: