Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация человека начинается с первых лет его жизни. Не во взрослом возрасте человек должен обретать способность заниматься всем, чем он пожелает, а уже в детском периоде, когда он только познает себя и окружающий мир. Ребенок самореализуется через применение собственных навыков и талантов, которые он в себе обнаруживает. Самореализация начинается в дошкольном возрасте.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Сайт психологической помощи psymedcare.ru призывает родителей уделять большое внимание тому, какими талантами обладают их дети и к чему они проявляют способность. Самореализация осуществляется через деятельность, когда ребенок применяет свои навыки, которые у него легко развиваются и проявляются. Если ребенка лишить возможности самореализовываться, тогда он станет несчастным (возможно развитие депрессивного состояния, которое он будет пытаться устранить различными способами, в том числе через применение наркотиков и алкоголя).

Аристотель утверждал, что все люди стремятся к счастью. Греческое слово «счастье» можно перевести как «доброе проведение» или «хорошая судьба». Так человек может сказать о своей жизни, если добьется целей, без которых жизнь нельзя назвать хорошей, а именно достигнет совершенства.

Слово «счастье» во всех своих значениях подразумевает, что человек должен заполнить внутреннюю пустоту и достичь вершины скрытых способностей. Именно внутренняя пустота является источником несчастья любого человека. Все философские учения, которые защищают или оправдывают бесполезность и невозможность достижения счастья, основываются на идее пустоты.

Такие варианты нигилизма, как фатализм, философия абсурда, цинизм или пессимизм, практический скептицизм, настаивают на невозможности достижения счастья в жизни, которая сама по себе лишена смысла. Трудность состоит в том, что внутренняя пустота не может быть заполнена чем угодно, пусть даже это что-то будет добрым и полезным. Не любая вода способна утолить внутреннюю жажду, испытываемую человеком.

Фаталист утверждает, будто индивид не является хозяином своей судьбы. Однако в результате серьезной внутренней работы он способен изменить такое положение вещей. Не стоит забывать, что хорошая судьба является не предначертанием гороскопа, а плодом индивидуальной работы над своими недостатками, ограниченностью и заблуждениями.

Что такое самореализация ребенка?

Самореализацией ребенка называется нахождение в себе личных качеств и сторон, которые малыш может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Другими словами, ребенок находит в себе возможности, наклонности и таланты, которые теперь может использовать в определенной деятельности, получая моральное удовлетворение как от процесса, так и от результата.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Для самореализации ребенок должен найти свои возможности и таланты. Для этого нужны определенные условия. Если ребенок не находит в себе наклонностей, тогда его жизнь не становится счастливой. Он не понимает, на что способен и что ему интересно. Когда ребенок находит в себе определенные склонности и таланты, тогда он может заниматься тем видом деятельности, который требует данные навыки, совершенствовать их и получать моральное удовлетворение от достижения хороших результатов.

В процессе самореализации ребенок не только совершенствует свои навыки, но и наблюдает положительную динамику достижения хороших результатов, что подстегивает его дальше развиваться и совершенствоваться. Это позволяет ему становиться успешным в той области, где он развивается, и ощущать внутреннее счастье, самоудовлетворение личных потребностей.

Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако родитель – тоже человек, который способен не осознавать свои подсознательные желания или преследовать вторичные мотивы (те же неосознаваемые цели). Таким образом, «желая ребенку счастья», родитель не просто хочет ему счастья, а желает именного того успеха, который он представляет сам себе. То есть родитель желает ребенку счастья такого, которое он сам себе представляет, а не такое, которое представляется ребенку.

Поэтому иногда родители не понимают, почему ребенок играет со старой и истрепанной игрушкой, когда ему купили новую. А все дело лишь в том, что вы – это вы, а ребенку может казаться, что счастье заключается в чем-то другом, не в том, что вы себе представляете.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Но какие еще могут быть подводные камни в родительском «желаю ребенку счастья»? Помимо того, что родители желают ребенку не того счастья, которое хочет сам себе ребенок, они еще могут «вставлять ему палки в колеса», если при этом боятся, что ребенок достигнет самостоятельности и независимости от них. Таким образом, мать может хотеть, чтобы сын работал, но при этом отдавал свою зарплату ей. В таком случае она не просто действует из меркантильных желаний, но и ограничивает сына в том, что он может пойти куда-то погулять, встретить и полюбить девушку, с которой захочет связать свою судьбу. Ведь если сын уйдет из дома, то кто ее будет обеспечивать деньгами?

Родители, «желая ребенку счастья», часто мешают его социализации, то есть взрослению и становлению его как самостоятельного человека. Они могут подталкивать его на какие-то взрослые поступки, но чтобы он при этом делал то, что они хотят. Например, будешь работать только по специальности доктора, потому что все мужчины или женщины нашей семьи работали докторами. То есть ребенка ограничивают в выборе профессии, негласно угрожая ему отречением всего рода, если он не согласится быть доктором. Более того, если он не сможет быть доктором, то всегда будет на попечении родителей, то есть никуда от них не уйдет.

Родительское «желаю ребенку счастья» не всегда является тем, что говорится на словах. Довольно часто родители желают лишь того счастья, которое они сами себе представляют, а не то счастье, которое представляют себе сами дети. Вместе с тем родители, всегда желая счастья, начинают диктовать своим детям, к какому именно успеху и как им нужно идти, не учитывая то, что у детей могут быть свои пути и взгляды, как достичь таких же успешных высот. Тем самым родители задерживают детей в «семейном гнезде», потому что зачастую не мыслят смысла своего существования, если те покинут «отчий дом», чтобы создать свои семьи.

Поэтому не всегда родительское «желаю ребенку счастья» является действительным желанием сделать чадо счастливым. Чаще всего родители преследуют что-то свое, вмещая в слово «счастье» какое-то конкретное свое желание, которого они хотят достичь, а не стремление узнать у ребенка, что для него является счастье, поддержать его и помочь достичь того успеха, которое представляется лично ему.

перейти наверх

Условия для самореализации ребенка

Специалисты убеждены, что в каждом человеке имеются задатки, которые можно будет легко развивать и достигать успехов в данной области. Однако для обнаружения и развития задатков нужны условия, которые позволят данным наклонностям проявиться. Данный момент очень трудный, поскольку невозможно создать нужные условия, когда не понимаешь, какие именно задатки необходимо выявить. Вот почему родителям предлагаются различные игры и рекомендации, которые позволят выявить хотя бы возможные наклонности у ребенка.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Если ребенок попадет в определенные условия, в которых он проявит свои наклонности или таланты, тогда он выявит в себе интерес к конкретной деятельности, которой будет с удовольствием заниматься и развивать свои наклонности, достигать успеха и становиться счастливым.

Проблемой может стать то, как сам ребенок оценивает собственные задатки. Если ребенок низко оценивает собственные возможности, не верит в них, не обращает внимания на то, на что он способен, не позволяет себе проявлять свои наклонности, тогда он не будет самореализовываться, а его таланты так и останутся задатками.

Родители должны создавать условия, которые позволят детям самореализовываться. Во-первых, это слова одобрения: «молодец», «давай этим займемся еще», «у тебя получается» и пр. Во-вторых, это предоставление всех нужных ребенку ресурсов, которые позволяют ему заниматься своими любимыми делами.

Ребенок в большинстве своем реализуется через творчество. Таким образом, ребенок импровизирует, пробует новое, познает уже известное другим людям, развивается и тренирует собственные навыки.

Несчастным становится тот человек, который не знает, что его может порадовать. Ни один вид деятельности не приносит морального и душевного удовлетворения. Если человек не находит свое место в этом мире, тогда он продолжает скитания и страдает.

Личностей, которые используют свой потенциал, выходят в мир, демонстрируя всю яркость своих качеств и талантов, вовремя используют свои как хорошие, так и плохие стороны, чаще всего уважают, ценят и любят. Самореализованные люди больше светятся от радости и полного ощущения удовлетворенности.

Самореализация проявляется в удовлетворенности, которую человек получает в процессе выполнения конкретной работы. Если ребенок не находит своего места и интересов, тогда он нередко становится приверженцем какой-то группы, пробует различные вредные привычки, начинает вести себя антисоциально. Ребенок просто пытается найти себя. А если родители ничем не смогли его заинтересовать, не помогли ему раскрыть свои таланты, не предоставили условий для самореализации, тогда он начнет проявлять девиантное поведение, курить, пить, употреблять наркотики или одеваться неформально.

перейти наверх

Творческая самореализация ребенка

 

Каждый человек рождается с желанием быть счастливым, нести добро окружающим и заниматься любимым делом. Если человек не находит свое место, не понимает, какими талантами он обладает и чем может заниматься, тогда он теряет способности к гибкости, достижению счастья и успеха по жизни. В детском возрасте самореализация осуществляется через творчество. Различные игры, поделки, конкурсы, соревнования, кружки и прочие мероприятия позволяют ребенку не только познакомиться с окружающим миром, но и понять самого себя.

Взрослые не должны ограничивать инициативу и свободу своего ребенка. Они должны предоставлять ему все условия, в которых он будет способен раскрыть и развить весь свой потенциал. В таком случае ребенку будет легче справляться с соблазнами, проблемами и агрессивным настроением, которое присуще всем людям. Если ребенок имеет интересы, желания и возможности их реализовывать, тогда он сможет регулировать свое поведение в ситуации агрессии или злости. Если же ребенок не будет обладать интересами, тогда он будет склонен совершать поступки, которые осуждаются законом и обществом.

перейти наверх

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Начиная с 3-летнего возраста, ребенок уже начинает понимать свои желания и выражать их. Он уже хочет сам решать, в какие игры играть, куда идти, что одевать и чем заниматься. В данном случае родителям следует чаще подчиняться желаниям ребенка и даже поощрять их.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

В данном возрасте ребенок должен общаться со сверстниками, посещать места и быть в окружении детей. В таких условиях он формирует все важные навыки привязанности и дружбы. Более того, в коллективе детей ребенок сталкивается с ситуациями, в которых он может проявить себя, параллельно познав самого себя и собственные наклонности. В домашних условиях сделать это гораздо сложнее, где ребенок занимается одними и теми же делами.

Вместе с тем родителям следует уделять внимание ребенку, играть с ним в различные игры, просто любить и поддерживать, стараться понимать и проявлять эмоции.

перейти наверх

Итог

Самореализация важна любому человеку. Данный процесс начинает свое развитие в дошкольном возрасте, совершенствуется и развивается в подростковый период и становится показателем успешности и ощущения счастья во взрослой жизни.

 

Добавить комментарий