Распространенным диагнозом, который ставится многим деткам малого возраста, является ЗПР (задержка психического развития). Она имеет столько проявлений в симптомах, что многие врачи уже не проводят доскональной диагностики, чтобы поставить такой диагноз. Однако речь идет о серьезном отклонении, которое проявляется у ребенка по определенным причинам.
Следует четко понимать, что такое ЗПР и почему она проявляется, поскольку нередко вполне здоровому ребенку приписывают данный диагноз. Здесь необходим индивидуальный подход, поскольку все детки разные и развиваются в своем темпе. Психическое развитие обусловлено множественными факторами, которые невозможно подогнать в конкретные критерии. И то, что ребенок эмоционально спокоен или неактивен, еще не говорит о наличии у него отклонения. Вполне возможно, что здесь воздействует фактор воспитания или индивидуального строения нервной системы.
В медицине действительно существует такое понятие, как задержка психического развития, которая проявляется у ребенка. Что это такое? Специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru определяют ЗПР как состояние психики, при котором она развивается медленнее обычного. Происходит задержка в развитии памяти, внимания, мышления, что не присуще нормальному развитию конкретной возрастной группы.
Обычно ЗПР диагностируется у детей в дошкольном возрасте. Это отмечается следующими факторами:
Если ЗПР проявляется в старшем школьном возрасте, тогда причиной ее развития может быть олигофрения, лечением которой и занимаются.
К счастью, ЗПР не является клиническим заболеванием. Она скорее является промежуточным звеном между патологией и нормой. Здесь отсутствуют серьезные отклонения в мышлении, речи, двигательной активности и т. д. В большинстве своем трудности заключаются в социальной адаптации ребенка к детскому садику или школе. ЗПР уже является отклонением, однако не считается недугом. Процесс обратимый, на что и направляют силы психологи.
Примечательным является то, что задержка в психическом развитии у каждого ребенка проявляется в различной степени и в определенных характеристиках. Нет единой картины, которая бы определяла, что ребенок болен ЗПР. Однако есть некоторые предпосылки, которые должны побудить взрослых заниматься психическим развитием ребенка. Процесс обратим. Со временем ребенок может стать здоровым и достигшим нормального развития, если только предпосылками ее появления не являются серьезные причины.
Какие причины приводят к задержке психического развития у ребенка? Здесь не все бывает однозначным. Преимущественно психологи ссылаются на социальные факторы, в которых малыш проживает. Это неблагополучная семья, отсутствие полноценного контакта родителей с ребенком, отсутствие культурного и интеллектуального развития, тяжелые обстоятельства жизни.
Можно ссылаться на генетическую предрасположенность ребенка к ЗПР. Однако основной упор делается на интеллектуальный уровень самих родителей. Если он ниже среднего, тогда и ребенок будет обладать низким IQ. Связывают это с интеллектуальным развитием ребенка уже после рождения, а не с его предрасположенностью.
Другие специалисты обращаются к физиологии, отмечая органические повреждения в головном мозге, которые произошли во время беременности или рождения ребенка. Стоит ли исключать какие-то факторы? Нет. Все они могут в совокупности влиять на появление ЗПР.
Таким образом, причинами задержки в развитии психики являются:
Преимущественно родительское поведение в отношении ребенка сказывается на его психическом развитии, которое может затронуть и физическое. Так, если в семье постоянно присутствуют ссоры, насилие, отсутствие контакта и воспитания детей, тогда возможно появление ЗПР. Такой диагноз может проявиться и в условиях семьи, где присутствует гиперопека. Здесь страдает волевой компонент, который приводит к отставанию в психическом развитии.
Достаточно трудно вовремя выявить симптомы задержки психического развития, поскольку часто это зависит от внимательности родителей к собственному ребенку. Поскольку все родители чрезмерно любят своих чад, они приписывают им несуществующие достоинства и способности. Это не позволяет вовремя выявить ЗПР и приступить к коррекционной работе.
Нередко ЗПР обнаруживают воспитатели или педагоги при подготовке детей к школе. Они отмечаются невозможность ребенка запоминать и быстро усваивать информацию, обучаться чтению и письму.
Первыми симптомами задержки в психическом развитии являются позднее сидение и хождение малыша. В 3-летнем возрасте он не способен выстраивать сложные предложения и обладает маленьким словарным запасом. Если родители не обращают на это внимания, тогда лечение осуществляется достаточно поздно, что сказывается на неэффективности в коррекции психики.
Ребенок с ЗПР страдает неспособностью к социализации, что началось в семье его родителей. Симптомами являются:
Выделяют типы ЗПР, среди которых:
Коррекция задержки психического развития является главным направлением в лечении ребенка. Он не учится в специализированной школе, однако к нему применяется индивидуальный подход. Следует понимать, что его сложности в обучении связаны не с ленью, а с его психическим развитием.
Параллельно ребенок должен проходить консультации у психологов и сурдопедагогов. В некоторых случаях назначаются лекарства: нейротропы, гомеопатия, витаминотерапия и пр. Назначением медикаментов занимается врач.
Коррекция психики подвергается комплексному подходу, где родители вместе с другими специалистами (педагогами, психологами и т. д.) учитывают особенности ребенка и помогают ему их устранить. Медленный темп в обучении является нормальным для ребенка с ЗПР, что требует терпения и понимания со стороны взрослых.
Основной упор делается на психотерапию, которая развивает в ребенке нужные ощущения: мотивацию к выполнению действий и получение радости из-за достигнутых результатов. У ребенка должны появиться мотивы что-либо делать, особенно достигать успехов, за которые его хвалят.
Работа строится на игровых упражнениях посильного и в то же время сложного характера. Ребенок должен получать удовольствие от упражнений и своих действий, чтобы в нем сформировалась положительная мотивация.
Следует избегать негативных последствий из-за наличия задержки психического развития и неготовности к обучению. Ребенок не должен чувствовать себя слабым или больным по сравнению с другими детьми. Все это зависит от поведения и отношения взрослых, особенно родителей.
Поскольку достаточно трудно выявить ЗПР в ранние годы, обычно диагностируют ее в 5-6 лет. Это считается достаточно поздним периодом, хотя и благоприятным для коррекции ЗПР. Поэтому родителям предлагается проводить профилактику задержки развития в психике, нежели потом заниматься ее лечением. Главными факторами являются:
Задержка психического развития является промежуточным этапом между болезнью и нормальным состоянием. Сам по себе ребенок может быть абсолютно здоровым, однако неблагоприятные условия, в которых он развивается, дают негативный итог – ЗПР.
При обнаружении отставания в развитии следует обратиться к невропатологу, педиатру или психологу. Специалист поможет в выявлении симптомов ЗПР и назначении правильного лечения, которое всегда дает положительные результаты – полное выздоровление и становление ребенка.
Другие записи журнала© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru
Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.