Открыть меню

Отношения в семье

Семьей называется ячейка общества, которая во многом влияет на развитие, формирование и становление каждого ее члена. Дети воспитываются внутри семьи, взрослые обретают определенные блага и привилегии, которыми они могут пользоваться. Отношения в семье могут носить детско-родительский, межличностный и социальный характер.

Многие люди обращаются за помощью психолога на сайте psymedcare.ru по причине семейных проблем. Именно атмосфера внутри семьи влияет на то, насколько успешным и организованным будет человек в окружающем мире. Если внутри семьи не складываются отношения с конкретными лицами или обстановка в принципе является неблагоприятной, то каждый член данной «ячейки» в той или иной степени становится неблагополучным.

Наибольшее влияние на человека оказывают именно родственники, а точнее те, с кем человек проживает. Будь это родители, братья и сестры, в первую очередь именно они формируют личность, которая потом выйдет в социум и будет к нему приспосабливаться. Если в семье все здорово и гармонично простроено, тогда каждый член такой семьи является успешным и счастливым. Если же в семье имеются проблемы, то это влияет абсолютно на всех ее членов.

Что такое отношения в семье?

Семья – это группа людей, которые юридически или биологически являются родственными друг другу. Сначала семья образуется путем создания брака супругами. Эти люди не являются кровными родственниками, однако с момента заключения брака они становятся самыми близкими друг для друга. Затем у супругов появляются дети – эти члены семьи являются между собой и по отношению к родителям кровными родственниками. Даже если родители разведутся, все равно дети останутся братьями и сестрами и детьми своим родителям.

Отношения в семье

В зависимости от того, что мужчина и женщина понимают под словом «воспитание», какие цели ставят в процессе взращивания своих детей, формируется та или иная модель семьи. Выделяют 4 основные модели:

  1. Диктат основывается на желании родителей главенствовать над другими членами семьи. Происходит это за счет приказов, угроз, давления и даже насилия. Чем более ребенок сопротивляется родительскому слову, тем больше взрослые на него начинают давить. Здесь угнетаются чувство собственного достоинства и проявление инициативы теми, кого подавляют. Ребенок начинает применять свои контрмеры: обманывать, открыто ненавидеть, грубить и т. д. Чем больше его сопротивление, тем насильственнее становятся меры родителей.
  2. Опека проявляется в желании родителей оградить детей от любых трудностей жизни. Ребенку ничего не нужно делать, все за него сделают родители. Это делает его неприспособленным, слабым и инфантильным.
  3. Невмешательство часто основывается на эмоциональной холодности, безразличии родителей по отношению к детям. Они не являются воспитателями, а просто сосуществуют вместе. Именно в такой семье каждый живет сам по себе, независимо от других.
  4. Сотрудничество возникает на желании родителей вместе идти к общим целям и решать семейные задачи. Здесь ребенка приучают работать в коллективе, где важными становятся все мнения, а не только его одно. Именно так разрушается эгоцентричность ребенка.

Что родители ценят в малыше, какие качества желают в нем видеть? Это формирует тот стиль воспитания, которого они придерживаются:

  1. Демократический стиль основывается на желании воспитать самостоятельность и ответственность в ребенке. Сын и дочка имеют право на свое мнение, быть самостоятельными и решающими, при этом от них требуется исполнение обязанностей и дисциплинированность.
  2. Авторитарный стиль заключается в желании полностью подчинять и контролировать жизнь своего ребенка. Его мнение не учитывается, особенно если оно не согласуется с родительским. Взрослые не считают нужным объяснять ребенку мотивы своих запретов и указаний. Здесь вырастают дети замкнутые, недоверчивые, закрытые.
  3. Попустительский стиль заключается в том, что родители проявляют полное равнодушие к воспитанию ребенка. Что он делает, чем интересуется, какие качества в себе взращивает, сказывается на эмоциональной холодности чада в будущем.

Какие качества формируются у ребенка?

    • Заниженная самооценка часто взращивается в детях, росших в семьях авторитарных родителей, которые только критиковали и никогда не хвалили. Постановка высоких целей, которых ребенок не может решить, делает его постоянно недовольным собой.
    • Неуверенность в себе и высокая тревожность проявляются в детях, которые воспитывались постоянно недовольными родителями. Их активность, инициативность, желания постоянно принижались, что заставило детей отказаться от них.
    • Демонстративность часто проявляется в малышах, которые не получают должного внимания и любви со стороны своих родителей.
    • Уход от реальности наблюдается за детьми, которые нуждались во внимании и любви со стороны родителей, но были обеспокоены тем, что своей демонстративностью вызовут неодобрение, критику, порицание. Они нуждаются во внимании, но боятся вызвать негатив теми методами, которые начнут применять.

Ребенок растет в семье, соответственно, то, каким он станет, зависит от мер, которые применяются взрослыми. Родители обычно «калечат» своих детей, не взращивая в них полезных для взрослой жизни качеств. Это заставляет задуматься над полезностью тех мер, которые уже применялись другими мамами и папами и не дали положительных результатов.

Таким образом, выделяют следующие виды семей:

  1. Партнерский – здесь партнеры равны и все, что у них есть, является общим. Они не разделяют на «мое» и «твое», тому же обучают своих детей.
  2. Патриархальный – где главой является отец (муж) и все ему подчиняются, в том числе и мать.
  3. Матриархальный – в такой семье главенствует женщина. Такое зачастую происходит в семье, где нет мужа, либо когда жена делает мужа главой, однако он полностью подчиняется ее воле и мнению.
  4. Современный – где у супругов могут отсутствовать общие интересы и общности, однако они живут вместе, каждый занимается своими делами. Они базируют свой союз на интимной сфере. Если родители становятся зависимыми от своих детей, это мешает новому поколению приспособиться к жизни. Ведь если родители всем детей обеспечивают и все за них делают, новое поколение ничему не учится и не становится самостоятельной.

Отношение к семье и родителям

Для каждого ребенка семья – это самое главное. Абсолютно все дети любят своих родителей, какими бы они ни были. Однако нередкими становятся размолвки и ссоры между отцами и детьми.

Чтобы сохранить отношения и не потерять к себе детскую любовь, родителям нужно уметь выявлять причины конфликтов. А они зачастую кроются в том, что у каждого члена семьи имеются свои взгляды, желания и устремленности по жизни. Это не значит, что нужно их ломать или переубеждать. Это значит, что нужно принимать другого члена семьи таким, каким он на вас не похож.

Социальные отношения в семье

Семья является ячейкой общества, где все важные потребности и желания должны удовлетворяться. Каждый человек вырастает в семье и создает свою семью. Поэтому семья является важной группой в жизни каждого человека.

Отношения в семье

В зависимости от формы построения семьи, выделяют такие ее виды:

  1. Моногамная семья – где присутствует только один муж и жена.
  2. Полигамная семья – где один мужчина имеет несколько жен или жена имеет несколько мужей. Такие виды семей разрешены в отдельных странах.
  3. Нуклеарные браки – где семья состоит из родителей и детей.

Детско-родительские отношения в семье

Детско-родительские отношения занимают наибольший интерес в сфере семьи. По-разному родители относятся к своим детям, отчего вырастают те или иные личности. Главными составляющими благополучной семьи являются любовь и свобода выбора. Дети должны чувствовать, что их любят. При этом родители должны с каждым годом передавать своим детям свободу выбора, чтобы те могли становиться самостоятельными и независимыми от них.

Если в семье родители чрезмерно опекают ребенка, они его делают зависимым от себя. Ребенок даже в 30 лет не сможет себе яичницу разогреть или чай сделать, что позволит родителям всегда им заниматься и воспитывать.

В семье, где отсутствует любовь к детям, зачастую вырастают будущие криминальные личности. У таких детей внутри взращивается злоба и агрессия на весь мир.

Отношения в семье

Если в семье родители не любят и дают полную свободу детям (поскольку они им в принципе не нужны и не интересны), дети вырастают самостоятельными, однако наиболее подверженными физическим травмам. Нередко такие дети погибают. Однако если ребенок выживает, то может стать успешной и самостоятельной личностью.

Семья (родители) занимается воспитанием детей. То, какими дети вырастают, является абсолютной заслугой родителей.

Родительско-детское консультирование связано с волнениями родителей на счет психологического развития их детей. Они хотят знать, здоров ли ребенок, правильно ли они его воспитывают, получить совет у психолога по данному вопросу. Цель же психолога – определиться с психодиагностикой развития ребенка и направить родителей на самостоятельный и ответственный поиск путей общения с ним. Обращение к психологу часто связано с тем, что у ребенка происходит природный возрастной кризис, а родители стараются «возвратить» его к «счастливому прошлому»:

  • Почему 3-летний малыш такой активный и непослушный?
  • Что делать, если 5-летний ребенок подсматривает в ванной комнате за мамой?
  • Почему 7-летний ребенок ведет себя, как обезьяна?
  • 10-летний ребенок украл деньги у собственной бабушки и потратил их на жвачки!
  • 13-летний подросток не отходит от зеркала…
  • Он уже в 11 классе, а его волнуют лишь компьютерные игры!

Во время проведения родительско-детского консультирования, следует расспросить родителей, соответствовало ли развитие малыша возрастным нормам. Эта информация поможет как психологу, так и родителям понять, идет речь про особенности характера ребенка и его воспитания или следует обратиться за медицинской помощью.

За помощью к психологу чаще обращается кто-то из членов семьи с жалобой на «непонятное» поведение матери с ребенком. Если женщина остается наедине с младенцем круглые сутки, не имея времени выспаться, отдохнуть, пообщаться с взрослыми людьми, то может возникнуть повышенная тревожность или повышенное безразличие к ребенку. Мать начинает тревожиться, не болен ли ребенок тяжелой болезнью, дышит ли и вообще живой… Эта тревожность парадоксальным образом может переноситься на окружающих: молодая мать начинает избегать общения с друзьями, чтоб не занесли инфекцию. Благодаря такому поведению, переутомление и тревога все больше повышается, пока ситуация не становится критической. Во время психологического консультирования следует направить усилия семьи на снятие обязанностей с молодой мамы, создание условий для нее минимум на 8-часовой сон и 1-2 часа отдыха без ребенка. Тогда проявления тревоги начнут исчезать, и мать сможет обращать должное внимание на общение с ребенком.

При условии других черт характера мать, которая чувствует себя переутомленной и беззащитной, пытается эмоционально «ограничиться» от ребенка. Она заботится про младенца, не разговаривает с ним «детским языком», пытается кормить его с бутылочки, не держа его на руках… Также следует снять обязанности с женщины и постепенно обучать ее общению с маленьким ребенком, радуясь каким-либо попыткам эмоционального взаимодействия. Со временем ребенок начнет усмехаться, радоваться и способствовать эмоциональному общению матери.

Развитие мышления приводит и к развитию волевой сферы личности и самостоятельности ребенка. Эти проявления страшат родителей, поскольку они считают, что ребенок становится неконтролируемым и упертым. Родители пытаются ограничить самостоятельные проявления ребенка, волнуясь про его защиту, а ребенок – завоевать личное пространство для самостоятельной жизни. Чтобы позволить ребенку свободно расти, при этом находясь в безопасности, все взрослые, которые общаются с ним (мама, папа, дедушки, бабушки, тетки), должны составить таблицу, согласовав собственные позиции. Таблица состоит из трех колонок: 1 – ребенок может сам, 2 – может сам, но рядом с взрослым человеком, 3 – не можно!

Отношения в семье

Однако желание сделать что-то новенькое возникает у ребенка ежедневно. Для многих родителей возникает проблема переключения активности 3-4-летнего малыша в соответствующее русло.

Родителей детей старшего дошкольного возраста иногда толкает на обращение к психологу несколько тем:

  • «Почему он не хочет читать или писать?».
  • «Почему он стал такой боязливый?».
  • «Почему он настолько агрессивный?».

Межличностные отношения в семье

Семья основывается двумя людьми – мужчиной и женщиной. Они становятся супругами, которые в течение длительного времени должны друг к другу притираться, учиться взаимодействовать и сохранять свои отношения.

Поначалу супруги притираются. Здесь очень важно, чтобы между партнерами была любовь, которая не позволит им быстро разрушить их отношения. Затем чувства пропадают, однако в силу вступают морально-нравственные принципы и уважение к второй половинке. Если человек в принципе понимает, что со вторым супругом можно вместе жить, тогда брак сохраняется.

Межличностные отношения в семье

В семье частыми становятся ссоры. Психологи говорят о том, что это является нормальным явлением. Ссоры – это противостояние двух мнений, которыми обладают супруги. Но если партнеры будут помнить, что они должны не настаивать и не обижаться, а искать компромиссное решение, тогда брак получится сохранить.

Супруги должны быть ответственными, решительными, деятельными и смотреть в одном направлении. Тогда семья сохранится во что бы то ни стало.

Итог

В любой семье возникают конфликты. На первых порах они возникают в молодой семье, где супруги начинают понимать, что их желания и взгляды на то, что такое брак, немного отличаются от реальных возможностей и положения дел. Если партнеры будут стараться, а не обижаться и настаивать на своем, тогда можно создать гармоничную семью, где дети будут учиться у своих родителей, как нужно жить дружно и счастливо.

 

Другие записи журнала

© Copyright 2012-2021 PsyMedCare.ru

Вся информация, размещенная на страницах сайта является независимым мнением и собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт masculino.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Adblock
detector