Развитие мышления

Развитие мышления

Мышление является частью психической деятельности любого человека. Если заниматься его развитием, то можно достичь больших результатов в качестве жизни человека, нежели при его отсутствии. Животные тоже обладают мышлением, однако оно достаточно примитивное. У человека есть возможность развить у себя критическое, логическое и творческое мышление, которые будут способствовать улучшению качества его жизни в людском мире.

Развитие мышления

Развитием мышления следует заниматься с раннего возраста человека. Эта ответственность ложится на родительские плечи, которые обязаны заниматься со своим ребенком, играться и знакомить с окружающим миром. Сайт психологической помощи psymedcare.ru призывает родителей не затягивать с обучением своего ребенка, чтобы он с раннего возраста обретал все нужные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Мышление – это способность устанавливать взаимосвязи и отношение между объектами, предметами и явлениями. Например, словесно-логическое мышление позволяет ребенку на словесном уровне решать задачи, а также правильно составлять предложения, то есть связывать слова между собой.

Что такое развитие мышления?

Под развитием мышления называется постоянный процесс осуществления определенных задач и упражнений, которые способствуют развитию определенных мыслительных навыков. Данным развитием можно заниматься в любом возрасте. Результатами станут качественные и порой количественные изменения в жизни человека.

Мышление современного человека ограничено и запрограммировано. Причиной тому становятся установки и методы воспитания, во время которых человеку уже говорят, каким он должен быть и как действовать в определенных ситуациях. Он не должен думать, а обязан просто следовать установленным правилам, которые уже придуманы до него.

Развитие мышления

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди такие разные, но все почему-то живут одинаково? Очевидно, что ответ кроется в запрограммированности. Люди не думают, а просто приучаются к определенному ритму жизни, где все должны достигать одного и того же и жить одинаково.

Мышление зависит от того, насколько далеко человек смотрит в свое будущее. Многие люди живут сегодняшним днем, вот почему нередко они начинают удивляться возникновению тех бед, которые им неприятны. Если обратиться к такой игре, как шахматы, то здесь игроки не могут играть, не продумывая план действий на несколько шагов вперед. Они не просто так переставляют фигурки, а заранее планируют, как станут победителями.

Мышление на несколько шагов вперед – это не способность мечтать, а умение продумывать свои действия, прогнозируя, к каким последствиям они приведут. Это позволяет выбирать свое будущее, а не получать то, что получается.

Современный человек обладает психологической и мыслительной незрелостью. Эти два процесса неразрывны между собой, поскольку как человек воспринимает окружающий мир, так он и мыслит, как он мыслит, так и видит все, что окружает его. Но что будет, если один или два процесса незрелы? Незрелость одного приведет к несовершенству другого процесса, отчего человек просто сузит свое восприятие мира до отдельных материальных вещей, полностью не замечая остального.

Самообман, ослепление, фальсификация действительности, пристрастное и необъективное мнение, узость мышления – все присуще человеку с незрелым мышлением и психикой. Основными сопутствующими свойствами являются такие чувства, как зависть, обида, гнев, фанатизм, грубость, страх, алчность. Они с такой скоростью обрушиваются на мозг индивида, что быстро подчиняют его себе, упраздняя здравый смысл, объективные критерии и высший разум.

Что еще присуще человеку с психической и мыслительной незрелостью?

  • Умственный нарциссизм, который заставляет преклоняться перед личными идеями и не позволяет воспринимать иные мнения.
  • Чрезмерное увлечение личными взглядами, которые мешают быть открытыми перед противоречащими ему идеями.
  • Использование четких парадигм, не рассматривая иные идеологии. Парадигмы помогают восприятию совпадающей информации, но препятствуют принятию противоположных мнений.
  • Состояние отсутствия бодрствования.

Гипсосознание – расстройство, связанное с неспособностью человека эффективно использовать свои умственные возможности, чтобы разрешить собственные эмоциональные конфликты, жить в реальном мире, познать истину, избежать пагубных последствий стресса, поддерживать мир. Само слово «гипсосознание» говорит за себя: человек будто законсервирован на чем-то одном, не позволяя себе принять и получить нечто новое. Стоит ли удивляться, что современному индивиду тяжело переносить все трудности, с которыми он неизбежно сталкивается, не может понять мотивы собственных чувств и поступков, увидеть ситуацию в целом, а не только со своей стороны?

Развитие мышления

Очевидно, что психическая и мыслительная незрелость – болезнь современного человека, которая стала нормой и не подвергается желанию индивида от нее излечиться. Конечно, можно прожить и с незрелостью. Но какой будет эта жизнь? Сколько придется еще мучиться лишь оттого, что вы не хотите быть зрелыми? Вам выбирать, как жить, но качество самой жизни зависит только от вас и вашей готовности быть зрелым.

Развитие критического мышления

Критическое мышление позволяет находить здравый смысл в происходящем. Оно позволяет человеку анализировать и оценивать собственные мысли, решения и убеждения, а также чужие идеи и изречения. Критическое мышление – это анализ, что является важным, полезным и истинным, что отличается от слепого принятия некой позиции.

При критическом мышлении человек становится способным делать выбор, видеть ситуацию объективно, оценивать, отказываться от ненужного и пр. Как развивать критическое мышление?

  • Пересмотрите свой распорядок дня. Определите, какое время вы тратите впустую. Многие люди тратят время на бесполезные занятия. Следует объективно оценить, насколько полезными являются те занятия и дела, которыми вы занимаетесь постоянно или периодически, отказавшись от тех, которые не несут никакой пользы.
  • Решайте свои проблемы. Здесь ведется речь не только об анализе конфликтной ситуации, ее обсуждении с друзьями и родными, но и о том, чтобы делать выводы, принимать решения и действовать, если это необходимо. Если проблем скопилось слишком много, занимайтесь одной ситуацией за день.
  • Познавайте новую информацию в области, которая касается решаемого вопроса. Поверхностный подход является губительным. Чтобы мыслить критически, нужно обладать всей доступной информацией по данному вопросу. Здесь придется перечитать множество литературы, узнать множество мнений, которые могут противоречить друг другу. Чтобы сделать окончательные выводы, нужно сделать выбор на основе всего, что вы узнали.

Критическое мышление – это оценка, которая является субъективной, поскольку осуществляется в голове отдельного индивида. Соответственно, она порой базируется на том, что человеку «нравится – не нравится», «полезно – не полезно», «хочется – не хочется».

Критическое мышление – это способность выбрать из всего многообразия то, что нужно лично вам. Критическое мышление – это способность максимально объективно оценивать, насколько полезно то, чем вы уже обладаете или на что тратите свое время.

Развитие логического мышления

Логическое мышление не является врожденным качеством. Оно тренируется с годами. В зависимости от того, как именно будет натренировано логическое мышление у каждого индивида, это скажется на том, как хорошо он сможет устанавливать связи, думать последовательно, анализировать и делать выводы.

Логическое мышление позволяет человеку отправляться в прошлое или будущее:

  1. В прошлое человек зачастую обращается, чтобы понять, какие причины послужили тому, что с ним случилось в настоящем. Это касается также поступков окружающих людей, которые человек желает понять, анализируя, что могло послужить мотивами их совершения.
  2. В будущее человек отправляется мыслями, когда желает спрогнозировать ход развития событий в том или ином случае. Какие последствия возникнут, если поступить тем или иным образом? В зависимости от того, что человек видит, он предпринимает решение совершить то или иное действие.

Многие люди думают шаблонно: так, как им «вбили в голову» или как приучили думать. Это тоже можно назвать логическим мышлением, но лишенным учета обстоятельств и индивидуальных особенностей. Человек может как ошибаться, так и быть правым. Это уже дело везения.

Развитие мышления

Логическое мышление развивается:

  • В первые годы жизни оно развивается путем обучения манипуляций с вещами. Ребенок видит, взаимодействует и запоминает.
  • В последующие годы развивается словесно-логическое мышление – когда ребенок способен говорить о предмете, которого не видит в данный момент перед своими глазами.

Логическое мышление можно развивать в любом возрасте. Для развития нужно подбирать упражнения, которые направлены на совершенствование того или иного навыка. Также не следует исключать воображение, которое помогает в развитии логики.

Приведем примеры упражнений:

  1. Исключение из списка слов или предметов лишнего, который не вписывается в категорию остальных.
  2. Решение анаграмм – когда из одного слова составляются другие слова с использованием аналогичных букв.
  3. Составление последовательности в истории или поступках. Например, из картинок составить рассказ, разложив их в определенной последовательности.
  4. Составление загадок. Для этого берется предмет, выделяются его особенности, на основе которых и создается загадка.
  5. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление присуще всем людям. Однако есть факторы, которые мешают человеку его развивать. Творческое мышление – это импровизация, спонтанность, обнаружение необычного и непривычного. Это способность индивида находить новые решения, идеи, уникальные выходы, о которых ранее не говорилось. Творчество – это индивидуальная особенность, которую невозможно развивать намеренно. Можно лишь способствовать развитию творческого мышления.

Творчество теряется при следующих обстоятельствах:

  • Отсутствие времени.
  • Повышенная тревожность.
  • Нахождение в стрессовой ситуации.
  • Сильная или слабая мотивация.
  • Эмоциональная подавленность.
  • Конформизм.
  • Неуверенность в себе или, наоборот, чрезмерная уверенность в себе.

Развитие мышления

Способствовать развитию творческого мышления можно следующими способами:

  1. Рисование или задача дорисовать уже начатый рисунок.
  2. Сочинение стихотворения/рассказа или задача додумать концовку рассказа, подобрать рифму к предыдущей строчке стишка.
  3. Фантазирование, представление будущего, которого может и не быть.

Итог

Мышление развивается в каждом человеке по мере того, какие задачки он перед собой ставит и как их решает. Сама жизнь предоставляет все варианты для развития мышления. Чем более человек развит, тем более качественно он может сформировать свою жизнь и сделать ее счастливой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: